2.ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Время: 3-09-2012, 21:44 Просмотров: 892 Автор: antonin
    
2.ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
В полемике с экзистенциальной философией тотчас же воз-никает возражение, с самого начала грозящее ее обесце-нить. Экзистенциальная философия возникла в период отчаяния после Первой мировой войны при всей обрушив-шейся тогда на человека неуверенности, и она отчетливо несет на себе следы этих волнующих потрясений. Своим возобновленным прорывом под влиянием французского экзистенциализма она обязана бесконечно более глубоко укорененным в общем складе нашего бытия следствиям Второй мировой войны и отныне тотальному краху всего нашего прежнего духовного мира (об этом сугубо современ-ном положении речь» однако, идти не должна, ибо оно вы-рисовывается еще слишком неопределенно, исследование же пока что ограничивается двадцатыми годами, которы¬ми датируются первые выступления). Одновременно во всем этом выражается ведущий далеко в прошлое кризис, связывающийся, отсчитывая от Ницше, с проблемой ев-ропейского нигилизма. И здесь прямо-таки должно напра-шиваться подозрение, что экзистенциальная философия есть не что иное, как выражение уставшей и дезориенти-рованной декадентской духовности, не имевшей более в по¬ложении отчаяния мужества для решительного действия, но пребывавшей в бесплодном погружении в собственные беды. В частности, та решающая роль, которую в экзис¬тенциальной философии играют «ничто» и страх, объяс¬няет, почему ее могли в эти годы запросто включать в ни¬гилизм и вместе с ним осуждать.
Однако подобная трактовка не подходит. Хотя духов¬но-исторически возникновение экзистенциальной филосо¬фии должно правильно постигаться, конечно же, всецело на фоне данной ситуации отчаяния, тем не менее эта фило-софия принадлежит к ней не пассивно, в качестве ее голо-го выражения, в котором потрясения данного времени лишь отражались бы, но является движением, обладаю-щим конкретной судьбой, собственным активным ответом. В пору, когда целостность миропорядка, воспринимающе-гося прежде, само собой разумеющимся образом стала про-блематичной, когда человек не имел более вне себя ничего твердого, за что он мог бы ухватиться, в глубине отдельно-го одинокого существования должна была обнаружиться окончательная, самая что ни на есть «под-»основа (131), способная еще в этом всеобщем крахе выстоять. Когда смысл всех надындивидуальных связей оказался утерян-ным, окончательная, не затрагиваемая никакими внешни-ми событиями опора должна была быть найдена в самом существовании. Лишь в этом положении затем могло быть по-настоящему внутренне усвоено наследие Кьеркегора.
Таким образом, экзистенциальная философия являет¬ся в известной мере последним прибежищем ставшего бес-смысленным внешнего мира, и многие из ее черт будут правильно поняты лишь исходя отсюда. В этом отношении она действительно остается связанной с всецело определен¬ным историческим положением и обладает в нем совершен¬но определенным значением, которое должно быть по пра¬ву оценено. Однако она не может являться окончательным решением; ибо человек не может отступить к пребыванию в предельном внутреннем, покинув при этом мир с его про- цессуальностью. Он должен, по меньшей мере, стремить¬ся к тому, чтобы вновь привести этот мир к какому-либо осмысленному порядку. Та окончательная опора в челове¬ке, которую была бы способна дать экзистенциальная фи¬лософия, остается чем-то таким, что должно определять¬ся лишь формально. В том-то и состояла ее неколебимость тогда, когда все вокруг оказывалось сомнительным, одна¬ко в случае необходимости начать построение новой жиз¬ни, одновременно возникает неизбежность выхода к новым содержательным определениям. Тем самым, однако, новая ситуация складывается и для философии, лишая основа-ния многие ее предшествующие позиции, при этом возни-кает задача выхода из кризиса экзистенциальной филосо-фии — либо за счет значительного расширения и измене-ния ее прежних основоположений, либо, если потребуется, за счет отхода от экзистенциальной философии вообще.
Что же касается достижений экзистенциальной фило-софии в историческом плане, то они оказываются весьма значительными и не могут быть переоценены. Узаконенное Кьеркегором и Ницше высвобождение от буржуазно-просве- тительской, в конечном счете родословной философии «Но¬вого времени» представляло собой пока что еще отдельные откровения, настоящий же прорыв оно совершает лишь в экзистенциальной философии, лишь здесь оно становится исторической силой. Поэтому экзистенциальная филосо¬фия знаменует собой ту новую историческую позицию, ко¬торую невозможно оставить, не скатившись вновь в формы абстрактной философии. Экзистенциальная философия в известной мере сродни воротам, лишь через которые про-легает путь к окончательной безусловности философии. На примере тех же самых ворот ее можно рассматривать далее либо как конец истекшего, либо как начало начинающего-ся нового периода философствования. Впрочем, вопрос этот в конечном счете бесплоден. Если бы экзистенциальную фи¬лософию взяли в качестве некоего готового целого филосо¬фии, где содержался бы ответ на любые философские воп¬росы, она оказалась бы устаревшей. В роли всеобщей фило¬софии (die Gesamtphilosophie) она представляет собой выражение преходящей исторической ситуации кризиса. Впрочем, преходящим оказывается лишь перекос в ее при¬тязаниях, и потому в данном изложении столь важно ука¬зание, что экзистенциальная философия во всех своих фор¬мах неминуемо вытесняется за свои собственные пределы. Однако, как это становится ясным на сегодняшний день, в качестве обязательного момента она должна содержаться в любой философии, не желающей вновь скатываться к да-лекому от жизни объективизму. Она могла бы продолжить свое существование в качестве неизбежного выражения окончательной безусловности.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: