1.ВЗГЛЯД НА НОВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Время: 3-09-2012, 21:44 Просмотров: 788 Автор: antonin
    
1.ВЗГЛЯД НА НОВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
С осмыслением временности и историчности картина экзи-стенциальной философии подходит к своему завершению. Лишь в них понятие экзистенциального существования проявляется со всей своей остротой. Целью предшествую-щего изложения являлось изображение этой картины с мак¬симальной чистотой. Поэтому в стороне были оставлены не только все возникающие в разных местах по ходу изложе¬ния критические возражения, но не было уделено никако¬го внимания и всем тем моментам последующего развития, которые ведут за пределы первоначального состояния внут¬ри самой экзистенциальной философии. Сюда относится не только затрагиваемый вначале факт, что у всех отдельных экзистенциальных философов «чистая экзистенциальная философия» уже совершенствовалась в направлении той или иной метафизики, но прежде всего та трудность, что речь идет о философах еще живущих и находящихся в раз-витии, которые со времени появления взятых здесь за осно¬ву экзистенциально-философски наиболее значимых про¬изведений развивали свои мысли далее и предположитель¬но еще будут их развивать. Хайдеггер, правда, все еще не предоставил более крупного нового систематического про¬изведения, что же касается «Бытия и времени», в нынеш¬ней редакции неполного, то, согласно замечанию в новей¬шем издании, обещанную публикацию его второй части даже не стоит учитывать. Вместо этого в растущем ряду маленьких сочинений, в первую очередь, в работах о Гёль¬дерлине, а также в статьях, собранных в «Лесных тропах* («Holzwegen»), проступают очертания решительного изме¬нения его основных философских воззрений. Наряду с до¬полнительно опубликованным «Введением в метафизику* 1935 г. в качестве позволяющего сделать предварительное заключение свидетельства следует указать на уже один раз упомянутое «Письмо о “гуманизме”*. Впрочем, еще во многом по-эскизному темная форма подобных предвестий сегодня едва ли делает возможным достаточно ясный взгляд на основание и значение этих, очевидно, касающих¬ся глубинного фундамента его философии изменений .
Также заглавие вышедшей в 1935 г. книги Ясперса о «разуме и существовании* запечатлевает усилие по пре-одолению этой столь резко разделяющейся внутри себя пары противоположностей в экзистенциальной филосо¬фии, которые, хотя и имеют силу уже применительно к его главному труду, в любом случае отчетливо отсылают за пределы первоначальной точки зрения «чистой* экзистен-циальной философии, развиваемая же впервые именно здесь теория «объемлющего* (das «Umgreifende*) затем об-разует тот отправной пункт, из которого исходила вышед-шая в первом томе «Философская логика* . Стало быть» здесь совершенно явственно проступают новые задачи, за-ново осваивающие в рамках некоего более глубокого по-нимания решительным образом отодвинутый в сторону при первом выступлении экзистенциальной философии разум. Так, Ясперс однажды совершенно определенно под-черкивает: «Сегодняшняя задача — вновь обосновать под-линный разум в самом существовании* .
Наряду с обильной (не раз упоминавшейся здесь по-рознь) литературой, примыкающей, отчасти в продолже¬ние данных начинаний, отчасти в критической полемике с ними, к Ясперсу и Хайдеггеру, в первую очередь следует напомнить и о совершенно самостоятельном продолжении экзистенциальной философии у Ганса Липпса, в котором для последней открывались совершенно новые возможно-сти. Центром кристаллизации прежде всего стала его «Че-ловеческая природа» , под влиянием которой новое раз-витие с самого начала обрело свой ясный облик. В прони-цательных анализах данной книги не только открывались новые стороны человеческого бытия, но одновременно зна-чительно изменялись и сами основоположения. Например, стыд (die Scham) обладает здесь функцией, совершенно сходной с той, какая была присуща в предыдущей фазе эк-зистенциальной философии страху, причем одновременно достигается совершенно новый подход к экзистенциально-му пониманию сознания. При этом страх, как единствен¬но возможный подход к подлинному существованию, те¬ряет свое особое положение, и образуются такие новые воз-можности, посредством которых одновременно изменяется понимание существования в целом. С другой стороны, вос-принять измененным образом функцию хайдеггеровской решимости, переняв нечто от ограниченного там в непре-рывно длящемся телесно-душевном состоянии точечнос- тью мгновения, оказалась способна выдержка (die Hal- tung), являющаяся новым фундаментальным экзистен- циально-философским понятием. Противоположность подлинности и неподлинности вообще все более теряет вид зонального разделения и превращается в такое напряже-ние, которое пронизывает человека в целом и может так¬же охватывать естественное человеческое бытие, до сих пор кажущееся оттесненным в сферу неподлинности. И с этим согласовывается то, что Липпс вообще применяет понятие существования не с полной терминологической строгостью предшествующей экзистенциальной философии, но ис-пользует его с известной свободой. Такое ощущение, что здесь достигается то более глубокое основание, на котором может преодолеться доселе нерушимо укорененная в эк-зистенциальной философии противоположность по отно-шению к философии жизни. Одновременно с этим обрета¬ет новую важность и вновь непосредственно включается в круг актуальных задач современной философской ситу-ации жизнефилософская проблематика, воспринимающа-яся до сих пор, в силу развития экзистенциальной фило-софии, оставленной позади. В направлении этой общей целевой установки развернуты прежде работы по «герме-невтической логике» Липпса, в которых он рассмотрел происхождение логических форм, берущихся в традици-онной логике в качестве готовых, из конкретной ситуации разговора, а также дальнейшее развитие этих логических начинаний до философии языка . В феномене общения, например, убедительно разрабатывается глубокая связь между объектами философии языка и экзистенциальным процессом самостановления человека.
Подобно тому как предшествующая картина экзистен-циальной философии могла быть дополнена такими пред-ставителями литературы, как Рильке и Кафка, за счет чего обнаруживалось замкнутое единство надындивидуальной взаимосвязи идей, в данном случае также существует ряд литераторов, для которых несущей основой их творчества явилось выросшее на почве тревожности чувство авантюр-ности человеческого бытия и для которых, в убедительном созвучии их духовного мира, вновь имеет силу приятие вы-росшего из внутренней необходимости совместного движе-ния. Сюда относятся такие опять-таки столь несхожие между собой фигуры, как А. Сент-Экзюпери и А. Мальро во Франции, Т. Е. Лоуренс в Англии, Е. Юнгер и, несколь-ко в ином плане, Й. Вайнхэбер в Германии.
И наконец, затем добавляется богатое развитие француз¬ского экзистенциализма во всем диапазоне его форм — как заявляющих о своей принадлежности к христианству, так и характеризующих себя в качестве атеистических. К это¬му, во всю ширь намечающихся здесь новых возможностей развития, относится философский и литературный труд Ж. -П. Сартра, А. Камю, С. де Бовуар, М. Мерло-Понти, Г. Марселя, Э. Муньеи т. д., поскольку, в отличие от немец¬кой традиции, философское осмысление и литературное творчество тут разворачивается у одних и тех же предста¬вителей, причем с равной значимостью и изначальностью.
От всего этого в данном случае следует сознательно от-страниться. Ведь движение находится еще в течении, и ко-нец его не усматривается. Здесь же, где вопрос ставится лишь об изложении основоположений, остающихся имен¬но в рамках первой фазы экзистенциальной философии, в первую очередь следовало бы по возможности ясным об-разом изобразить исходную позицию — чистую и не под-вергшуюся еще никаким преобразованиям. Лишь посред-ством достигаемого при этом усмотрения результативнос¬ти и одновременно границ первоначального выступления с необходимой уверенностью может завоевываться и не терпящее отлагательств расширение предыдущих основ. Подобная заключительная оценка и критика возможны, безусловно, лишь на основе достаточно самостоятельного обзора общего развития. Здесь же можно лишь предвари-тельно наметить некоторые основные черты, насколько они выводятся из уже существующих.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: