5.КАРТИНА ИСТОРИИ

Время: 3-09-2012, 21:43 Просмотров: 768 Автор: antonin
    
5.КАРТИНА ИСТОРИИ
В заключение можно лишь в нескольких словах обрисо-вать то, как одновременно с этой трактовкой человеческой историчности дается совершенно определенная трактовка объективной истории, во многих пунктах совпадающая с картиной «монументальной истории» Ницше. Подобно тому как у отдельного человека из общего хода неподлин¬ного бытия выделяются лишь редкие мгновения подлин¬ного существования, в надындивидуальной истории любое постоянство и любое дальнейшее творческое развитие так¬же отступают перед окончательной безусловностью экзис¬тенциального величия, которое в виде немногих редких воплощений, словно одиноких островов, выдается над ни¬зинами остальных течений. Это величие Ницше сравнива¬ет с «чередой вершин человечности, тянущихся сквозь тысячелетия» (I 296).
Однако замешанное на временном разнообразии отсто¬яние между отдельными великими образцами истории мало настолько же, как и отстояние между единичными экзистенциальными мгновениями в жизни отдельного че¬ловека; они встречаются поверх разъединяющего проме¬жуточного временного пространства в среде непосредствен¬ной одновременности. Они приветствуют друг друга как вершины гор поверх разделяющих их долин; ибо время и все в нем основанное теряют здесь свою действенность. Так, Ницше говорит о «взаимопринадлежности и континуаль¬ности великого всех времен» как «протесте против смены
родов и быстротечности» (1297). Отныне имеется продол-жающееся действие великого в истории, оказывающееся иным, нежели остальное историческое действие, равно-мерно произрастающее сквозь времена. От минувшего эк-зистенциального существования поверх разъединяющих времен может непосредственно зажечься новое экзистен-циальное существование. Великийницшевскийобраз «не-легкой факельной эстафеты монументальной истории, единственно за счет которой продолжает жить великое», (1296) в этой связи воспринимается и выразительно пода-ется Ясперсом. Так, о взаимосвязи в философии у него од-нажды говорится: «Пока человек философствует, он осоз-нает себя... во взаимосвязи с негласно обнаруживающей¬ся цепью свободно ищущих людей. Ее сияющие звенья — те немногие великие философы, которые, не требуя при-верженцев, даже отвергая их, протягивают факел тому, кто схватывает его из самого себя и под конец несет, возможно уже дотлевающим, пока последующий не разожжет его вновь до яркого пламени» . Например, отзыв о Максе Ве-бере он завершает следующими словами: «Претерпевая крушение, он протягивает факел, свободу свободы» .
Тем самым оказывается определена и позиция отдель-ного человека к исторической традиции: покуда речь идет об экзистенциальном соотношении, непрерывно развива-ющийся далее во времени ход истории остается безразлич-ным, и занятость содержащимися в нем моментами исто-рического различия выглядит как игра блуждающего лю-бопытства. Экзистенциально же значимы лишь те редкие воплощения, с которыми данное личное бытие соприкаса-ется непосредственно, оно становится пробным камнем подлинности этой встречи, так что любое историческое различие исчезает в нем в качестве несущественного, и про¬шедшая возможность может «повториться» как настоящая. Таков глубокий смысл тезиса, развиваемого Кьеркегором в отношении Христа, что нет «ученика из вторых рук* («Schiiler aus zweiter Hand»). Эти великие воплощения, оторванные друг от друга в силу их исторического времен¬ного порядка, сопоставляются в абсолютной одновремен¬ности. И то, что они должны возвестить, является не чем- то содержательно различным, но лишь выступающим в различных формах, по своей же сути всегда равным себе призывом к подлинности существования. В свидетельстве былого экзистенциального существования отдельный че¬ловек обретает то утешение, которое Ницше подчеркива¬ет в качестве решающей «пользы» (der «Nutzen») монумен¬тальной истории: «То, что было возможно однажды для дальнейшего раскрытия и еще более прекрасного напол¬нения понятия “человек”, должно наличествовать вечно, чтобы вечно это мочь» (1296).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: