3.ПОВТОРЕНИЕ

Время: 3-09-2012, 21:42 Просмотров: 1130 Автор: antonin
    
3.ПОВТОРЕНИЕ
В то время как в плане духовного содержания возможно большее или меньшее, такое или иное, суть существова-ния, как предельного глубинного ядра человека, при этом состоит в том, что все содержательные различия и вместе с ними любое изменение и прогресс теряют здесь свой смысл. Что же касается любых окончательных человечес-ких решений, отношения к смерти, силы решимости и бе-зусловности вовлеченности, то было бы самонадеянностью желать исполнить их совершеннее или же хотя бы иначе, чем это было возможно во время предшествующей исто¬рии. В экзистенциальном нет прогресса, эти решения и задачи с равной непосредственностью стоят перед любым поколением. Здесь задается нечто безусловное, что неза-висимо от потока истории безвременно остается равным самому себе. С предельной отчетливостью это, в первую очередь, высказано Кьеркегором: «Если одно поколение
и научается чему-то у другого, то подлинно человечному (das Humane) никакое поколение от предыдущего научить-ся не может. В этом отношении любой род начинает про¬сто, не имеет никакой иной задачи, чем любой предшеству-ющий род, и не идет дальше, чем какой-либо, который не был бы верен своей задаче, обманывая сам себя... Ника¬кое поколение не научилось у другого любить, никакое не может начинать в этом с какой-то иной точки, нежели сна-чала. Никакое поколение не имеет задачи короче, чем пре-жнее; и если не хотят останавливаться на том, чтобы, по-добно предшествующему поколению, любить, а желают «идти дальше», то это — лишь праздные и глупые разго-воры» (III114). То, что имеет силу применительно к лю¬бым первоначальным жизненным отношениям, затем, в частности, относится к взятой в узком смысле «экзистен-циальной» сфере, и здесь в целом имеет силу то, что Кьер-кегор резче всего высказывает о страсти веры: «Никакой род не начинает здесь с какой-то иной точки, нежели пред-шествующий; никакой не начинает иначе, чем с самого начала; никакой не идет дальше прежнего, покуда он ос-тается верен своей задаче и не бросает ее» (III115).
Таким образом, если в экзистенциальном прогресс сущ- ностно исключен, то экзистенциальное отношение к насле-дующейся задаче определяется точнее как «повторение» переходящей по наследству возможности экзистенциаль-ного существования. Экзистенциальное усвоение — это повторение усвоенного. В данном фундаментальном поня-тии, выдвинутом на центральное место прежде всего Кьер-кегором, конденсируется экзистенциально-философское трактование исторической задачи. В этом смысле Хайдег-гер категорично устанавливает: «Повторение есть именно “предание”» (SuZ. 385) (126). В подобном же смысле Ясперс определяет экзистенциальное отношение к великим фило-софам прошлого таким образом, что там нет более «изме-нения на новой основе», но имеет место лишь «возобнов-ление» («WiederhersteIlung»)H «повторение» (1287).
Итак, повторение — это такая форма, в которой нали-чествовавшая ранее возможность экзистенциального су-ществования осуществляется в душе отдельного человека вновь. Достижения отдельного человека заключаются не в приумножении или изменении содержания, а в интен-сивности его усвоения. Поэтому подлинность этих дости-жений не требует для своей легитимации индивидуальной неповторимости, но с той же самой глубиной внутреннего может сохраняться и во всеобщих и типично повторяю-щихся формах. Одиночество единичной души не упразд-няется, а достижения перенятия и внутреннего усвоения не делаются легче за счет того, что требующая усвоения возможность экзистенциального существования уже нали-чествует как всеобщая; напротив, лишь на почве этих эк-зистенциально-философских усмотрений высвобождается путь к пониманию ответственного включения отдельного человека в общее дело.
Тем самым повторение в смысле экзистенциальной философии следует строго отличать от того смысла, что имеет место у Ницше, когда он говорит о «вечном возвра-щении* («ewige Wiederkunft»). В то время как там речь идет о круговороте всех событий, при котором объектив¬ная реальность со всеми ее отдельными обстоятельствами наступает вновь, здесь говорится о результате, производи-мом самим человеком, В то время как там возвращение происходит через определенные промежутки, сравнимые с временными циклами созвездий, здесь говорится о про-цессе, который в любое отдельное мгновение должен дос-тигаться снова. Принципиально сходным образом, как у Лютера «в ежедневном раскаянии и наказании ветхий Адам должен угасать, а новый человек ежедневно воскре-сать вновь», в экзистенциальном повторении также под-разумевается такой процесс, который остается безрезуль-татным в плоскости объективно происходящего, в котором существование возвращается к его изначальным возмож-ностям.
Однако так же как существует положение, что в экзис-тенциальном имеется лишь повторение, имеет силу и об-ратное ему положение, что повторение существует только в экзистенциальном. В этом смысле уже Кьеркегор в своем сочинении «Повторение» («Die Wiederhollung»)обстоятель-но развивал положение, что повторение имеет место лишь в экзистенциальном, но не во внешней жизни. Внешняя жизнь шагает вперед, в ней имеется изменение и развитие, и лишь в плоскости того предельного внутреннего, которое обозначается понятием существования, присутствует повто-рение. Впрочем, поскольку в жизни оба момента неминуе-мо связаны, поскольку существование реализуется в каж-дом конкретном случае в исторически определенных фор-мах, постольку они оба взаимопроникают в рамках единого неделимого процесса. Повторение — это не повторение по-ступающего (iiberkommen) содержания как такового, а со-вершающееся вновь пробуждение осуществляющегося в нем экзистенциального существования. Поэтому распола-гающееся в плоскости содержания является не существо-ванием, а жизнью, и здесь вполне может присутствовать из-менение. Повторение же имеется лишь в выказывающемся в этом содержании предельном, экзистенциальном.
Следовательно, в строгом экзистенциальном смысле по-вторение не исключает изменения внешнего явления, оно лишь остается к нему равнодушным и не может выводить из него свой собственный смысл. В этом плане Хайдеггер вводит понятие повторения в обширное понимание истории: «Повторение возможного — это ни возвращение ‘‘прошед¬шего”, ни обратное привязывание “настоящего” к “пройден¬ному”. Происходя из решительного самопроектирования, повторение не позволяет “прошедшему” убедить себя позво¬лить этому прошедшему возвратиться лишь в качестве не¬когда действительного. Повторение скорее отвечает возмож¬ности наличествовавшего здесь экзистенциального суще-ствования... Повторение ни отдается прошедшему, ни направляет его к прогрессу. И то и другое безразлично для подлинного существования в мгновении» (SuZ. 385 f.) (127).
Итак, повторение есть форма экзистенциальной заост-ренности, в которой человеческое бытие отказывается от уклонения в будущее или в прошлое и собирает всю свою силу в настоящем мгновении. В этом смысле должны пони-маться те в некоторой степени напоминающие приводимый выше отрывок из Августина слова Кьеркегора, где на место чисто созерцательной позиции теперь заступает активное определение настоящего как повторения. «Кто только и де¬лает, что посредством надежды желает оторваться от насто¬ящего, труслив; кто желает забыть настоящее посредством воспоминания — сладострастен; настоящим человеком яв¬ляется тот, кто с мужеством повторения живет в настоящем; и чем яснее им это осознается, тем больше глубины он обре¬тает... Кто выбрал повторение, тот живет один... Повторе¬ние — это подлинность и серьезность человеческого бытия. Кто желает повторения, тот оказывается созревшим до се-рьезности» (III120). Повторение, стало быть, живет не в ог-лядке на прошлое, с тем чтобы возвратить к этому прошло-му ставшее иным настоящее, но оно целиком и полностью живет в настоящем, а именно так, что в отношении него изменение времени вообще теряет свой смысл. Там, где про¬стирается чистое существование, господство времени ока¬зывается сломленным, вместо чего осуществляется лишь непосредственная встреча в чистой одновременности. Поэто¬му подлежащее вновь реализации в повторении находится не во времени прошедшего, но является вечной возможнос¬тью человеческого существования.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: