2.ПЕРЕНЯТЫЕ НАСЛЕДИЯ

Время: 3-09-2012, 21:42 Просмотров: 751 Автор: antonin
    
2.ПЕРЕНЯТЫЕ НАСЛЕДИЯ
Исходя из этого, задача отдельного человека в отношении к истории определяется как ♦перенятие» этого наследия, как ♦ усвоение» (das ♦Aneignen») данного в нем духовного содержания. Речь идет о задаче, в которую человек постав-лен посредством своей историчности: настолько вникнуть в данный прежде как нечто внешнее материал истории, настолько внутренне сделать его личным, что он стал бы восприниматься в качестве части самой внутренней жиз¬ни. Задача сделать истину «субъективной», поставленная для «существующего мыслителя», в первую очередь, Кьер-кегором, здесь переносится на отношение к истории в це-лом. В этих двух понятиях «усвоения» и «перенятия» на-ходит выражение своеобразное экзистенциально-философ-ское отношение к истории.
При этом уже проступает специфическое различие между подачей историчности в экзистенциальной филосо-фии и в философии жизни. Обе они еще могли бы быть со-гласны в том пункте, что любое отдельное личное бытие включено в общий поток истории, что в каждом конкрет-ном случае оно получает в нем свое определенное наследие, за счет чего должно с ним напряженно взаимодействовать. Однако затем оба воззрения принципиально различаются в силу того способа, как они это взаимодействие понима¬ют. Для философии жизни решающее заключалось в твор¬ческом новообразовании (das Weiterbilden), в котором но¬вое поколение, отдельный выдающийся человек были бы способны преумножить и изменить переходящее (iiber- kommen) к ним наследие. Философия жизни подчеркива¬ла, и, со своей стороны, делала это с полным правом, что любой результат подлинного внутреннего усвоения одно¬временно неизбежно представляет собой творческое усо-вершенствование (das Fortbilden) и что последнее даже не смогло бы выдать одно лишь простое завершение преды-дущего результата, одновременно не творя его изнутри вновь. Понятие творческого играет ведущую роль в жиз-нефилософском понимании истории, и с ним узость исто-рической обусловленности вновь расширяется до свободы непредвиденных возможностей.
Но этот энтузиазм творчески приумножающейся и из-меняющейся жизни с точки зрения экзистенциальной философии блекнет в сравнении с безусловностью подлин-ного существования. До тех пор пока в творческом видят решающий момент историчности, еще верят каким-либо образом в прогресс или, по меньшей мере, в позитивный смысл развития событий в мире, при этом собственную жизнь наделяют смыслом исходя не только из ее внутрен-него, а из того, что в противоположность чистому существо-ванию, все-таки является «миром». В экзистенциальной же философии акцент полностью перемещается с «что» перенятого или самосотворенного содержания на «как» самого усвоения. Независимо от всегда все же лишь отно-сительного содержания, исключая его, здесь говорится о процессе самого усвоения, в котором личное бытие обре-тает предельную решимость в безусловном схватывании передающейся возможности.
Итак, если жизнефилософское отношение к истории видит в человеке, в первую очередь, творческий источник, порождающий свою реальность из себя самого, то экзис-тенциальная философия обращает внимание исключитель-но на поведение человека в и по отношению к той или иной исторической реальности.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: