4.РЕШИМОСТЬ

Время: 3-09-2012, 21:39 Просмотров: 938 Автор: antonin
    
4.РЕШИМОСТЬ
Свою максимальную остроту проблема экзистенциальной временности обретает только перед лицом смерти. Лишь под давлением последней обращенное к будущему плани¬рование, в том его виде, как оно было представлено выше, вновь отсылает непосредственно к отдельному мгнове¬нию. В самом экзистенциальном мгновении здесь соби¬рается полная, тройственно расчлененная временная структура.
Таким образом возникает тот высочайший вид времен¬ной концентрации, который Хайдеггер метко обозначил понятием «решимость». Это есть форма подлинной времен¬ности, где мгновение обретает окончательную и безуслов¬ную ценность. То, что должно было быть рассмотрено уже в обсуждении вопроса о смерти, обретает свое полное зна¬чение лишь в настоящей связи.
В «решимости» достигается такое состояние человечес¬кой жизни, в котором абсолютная внутренняя ценность от¬дельного мгновения делается независимой от его времен¬ного протяжения. Строго говоря, нельзя даже говорить о состоянии, поскольку речь идет о совершающемся в мгно¬вении процессе, чья сущность заключается именно в на¬пряженнейшей деятельности. «Решимость», следователь¬но, означает такой склад подлинного человеческого бытия, где деятельность получает свой смысл более не из какой- либо требующей достижения цели, но неколебимо несет этот смысл в самой себе. Речь идет о предельной напряжен¬ности человеческого бытия, в котором оно вырывается из состояния прежней сумеречности (das Dahindammern) и самоизгнанности (das Sichtreibenlassen) и соединяет все свои силы в единое активное острие. Свое собственное бы¬тие, рискующее разрушиться в огромном количестве пре¬доставляющихся возможностей, человек собирает в опре¬деленном результате, обретающем окончательный смысл исходя не из достижимого (или же, возможно, и недости¬жимого) успеха, но исключительно из безусловности са¬мой вовлеченности.
Как и в других разделах, здесь нужно остерегаться из-лишнего следования весьма подробно разработанному хайдеггеровскому анализу, постоянно оказывающемуся соблазнительным для данного изложения, когда оно со-прикасается с логичностью развития его мысли и прони-цательностью его выводов. Общая картина экзистенциаль¬ной философии была бы в этом случае перегружена по ча¬сти своеобразного дальнейшего онтологического развития у Хайдеггера. В этой связи хайдеггеровский анализ вре¬менности должен служить примером лишь в той мере, в ка¬кой тем самым вообще может стать отчетливой сущность экзистенциального понимания временности. Последнее же определяется единственно специфическим экзистенциаль¬ным переживанием времени и его истолкованием в экзис-тенциальной философии.
И здесь существенным оказывается отчетливость вы-деленного предельно заостренным образом мгновения (120). Эти идеи по поводу точечности экзистенциального мгновения, посредством которых оно выдается из непре-рывности текущего времени, а также вытекающие отсюда следствия для выстраивания некой «критической» в экзи-стенциально-философском смысле этики с предельной пос¬ледовательностью продумал до конца в своем «Настоящем» Гризебах. О дискретном характере мгновения там говорит¬ся следущее: «Это сегодня не есть более момент контину¬альности, но является помехой для любой континуальной величины, опорой любого сущностного проявления в ску¬ке бесконечного времени» *. Представление о непрерывном течении времени здесь исчезает или же, по крайней мере, низводится до области несущественного. Исчезает вообще сознание включенности отдельного мгновения в превосхо¬дящий его временной поток, где итоги предыдущих уси¬лий сохранялись бы в качестве плодотворных и в последу-ющей жизни. Остается одно экзистенциальное мгновение как таковое. В нем заключена вся структура внутренней временности, но при этом отсутствует какая бы то ни было связь, связывавшая бы его с уходящим и наступающим мгновениями. Отсутствует какое бы то ни было непрерыв¬ное продвижение от мгновения к мгновению, какое бы то ни было сохранение достигнутого в ходе времени, но, по¬добно тому как экзистенциальное существование должно постоянно достигаться вновь в каждом отдельном случае, в течение жизни высшим также остается череда отдель¬ных мгновений, которые, словно отдельные светящиеся точки, выделяются на темном фоне остального личного бытия.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: