3.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ

Время: 3-09-2012, 21:39 Просмотров: 797 Автор: antonin
    
3.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ
Вплоть до такого общего образа временности экзистенци-ально-философское понимание, вероятно, вполне могло бы еще двигаться совместно с пониманием философии жиз¬ни. Но далее своеобразие экзистенциальной философии отделяется от этого общего основания точно таким же об¬разом, каким ее миропонимание отмежевывалось уже от всеобщего понятия мира: за счет той особенной твердости, что возникает на основе восприятия человека в его конеч¬ности. Отсюда совершенно определенное, вообще характер¬ное для экзистенциальной философии напряжение полу¬чает и понимание временности. Подобно тому как уже со¬гласно христианским воззрениям временность, в качестве своеобразного недостатка, оказывается противоположной вечности, в экзистенциальной философии она также оста-ется выражением человеческой конечности. То, что выше развивалось в целом как заброшенность в определенную ситуацию, если рассматривать более точно, само является уже звеном временной определенности человека. Посколь¬ку мир человека есть здесь преображенный им окружаю¬щим мир, то все то, что в любое мгновение образует осо¬бенную ситуацию, всегда является уже осадком историчес¬кого становления*
Поэтому прошлое не может, подобно тому как это было в философии жизни, представать большей частью в каче¬стве несущей подосновы, дающей текущей жизни поддер¬жку и уверенность, но в точном соответствии с тем, что
развивалось выше в общих чертах по поводу отношения к миру, прошлое выказывается прежде всего в том, что воз¬никшее ранее суживает свободу действия человека в насто¬ящий момент. Прошлое — это то, что в качестве гнета да¬вит на настоящее и подступает к нему с требованиями.
За счет этого одновременно определяется и отношение к будущему. Подобно тому как посредством ситуации че¬ловек всегда оказывается ввергнут в определенные лише¬ния, так и отношение к будущему должно быть теперь оз¬наменовано направленностью на преодоление этих лише¬ний. В этом смысле направленность в будущее является вообще установкой человека на предоставляющиеся ему в свете этой задачи возможности его поведения, в которых он «опережает» (как запечатлевает это Хайдеггер) и исхо¬дя из которых он формирует свое настоящее. В этом смыс¬ле Хайдеггер, продвинувший с экзистенциально-философ- ских позиций анализ внутренней временности наиболее далеко вперед, говорит: «Будущее здесь подразумевает не некое «теперь*, которое, еще не став настоящим, произой¬дет лишь когда-нибудь, но саму ту будущесть, в которой личное бытие приходит к себе в своей собственнейшей бы¬тийной возможности. Опережение делает личное бытие подлинно будущественным» (SuZ. 325) (119).
Однако необходимо различать еще и следующее: подоб¬но тому как человеческому бытию вообще предоставлена двойная возможность подлинности и неподлинности, точ¬но так же происходит теперь и в случае с отношением ко времени. Человек может или собрать все свои силы в со¬вершенном экзистенциальном мгновении и отсюда реши¬тельно повернуться к будущему, или же уклониться от предъявляемых задач и пассивно предаться подступаю¬щим к нему событиям. Структура внутренней временнос¬ти в обоих случаях совершенно различна. Лишь в первом из них действительно возникает решающее напряжение между будущим и прошлым. В этом смысле следует разли¬чать между «подлинным временем» яркого (ausdriicklich) существования и «неподлинным временем» личного бы-тия, отдающегося миру.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: