2.ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МГНОВЕНИЯ

Время: 3-09-2012, 21:38 Просмотров: 821 Автор: antonin
    
2.ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МГНОВЕНИЯ
Первая часть пути вновь совпадает с философией жизни. Если для последней вопрос возникал преимущественно периферийным образом и — за исключением своехарактер¬ной разработки Бергсона — далее не прослеживался, то тут все же неизбежно содержатся всеобщие фундаментальные черты, однако отныне эту совместную позицию целесооб¬разно выявлять порознь, чтобы затем на таком фоне точ¬нее выделить то, что возникает лишь на основе своеобраз¬ных предпосылок экзистенциальной философии.
Общность философии жизни и экзистенциальной фи-лософии заключается в раскрытии временной структуры
человека. Оказывается недостаточным понять отклоне-ния переживаемого времени от изначального времени в ка¬честве изменчивых колебаний размерности. Такой взгляд все еще остается в рамках представления о времени как развертывающемся одномерном континууме. В подобном понимании мгновение является лишенным протяжения се¬чением, которое отделяет еще не существующее будущее от более не существующего прошлого (118). Однако уже это положение целиком неверно. Анализ реально пережи¬ваемого никогда не способен выделить подобное непротя¬женное временное сечение. Если попытаться описать это чисто настоящее мгновение, то получается, что в него все¬гда и неизбежно входят такие составные части, которые отсылают нас за пределы мгновения в прошлое и в буду¬щее. Когда человек планирует, надеется, опасается, ожи¬дает, то во всем, так или иначе делающемся им в настоя¬щем, уже содержится момент будущего. Когда человек вспоминает, то оказывается лицом к лицу с чем-то став¬шим, в себе и вне себя, должен с этим разбираться, и здесь везде содержится уже момент прошлого. Стало быть, при ближайшем рассмотрении мгновение обнаруживает внут-ри самого себя богатую временную структуру. В силу это-го факта становится шатким воспринимающееся в каче-стве чего-то само собой разумеющегося повседневное по-нимание будущего и прошлого, и потому возникает вопрос: чем вообще являются будущее и прошлое? Что во-обще означает время для человека? В любом случае, бу-дущее является не тем, что должно наступить однажды в какой-либо последующей временной точке, вследствие чего оно ничем не затрагивает человека в настоящем, но будущее изначально является направлением человечес-кого поведения. Будущее — это то, что оказывается дей-ственным в надеждах и опасениях, планах и проектах, что в качестве формирующего фактора образует неотъем-лемую часть настоящего. И точно так же прошлое: оно является не тем, что имело место однажды в какой-либо предыдущей временной точке и в настоящее мгновение человека более не касается, но тем, что в качестве форми-рования и определенности тянется из прошедшего в на-стоящее, определяя последнее как в хорошем, так и в пло¬хом, как в плане несущей основы, так и в плане стесняю¬щего предела. И наконец, настоящее, — это опять-таки не сама лишенная протяженности преходящая точка, а та связь, что объединяет все в очевидности настоящего (die Gegenwartigkeit).
Таким образом, временное мгновение содержит в са-мом себе богатое подразделение, в котором соседствуют три отношения — к прошлому, к будущему и к настоя-щему. Это — то самое подразделение, которое развивал уже Августин в том известном месте своей «Исповеди», где он понимает три формы времени в качестве направле¬ний человеческого сознания в настоящем: «Имеется три времени: настоящее применительно к настоящему, насто-ящее применительно к прошлому и настоящее примени-тельно к будущему. В нашем духе они, вероятно, наличе-ствуют в этом тройственном числе, но в отношении како-го-либо другого места я беру их неверно. Применительно к прошедшему настоящее является воспоминанием, при-менительно к настоящему — представлением, примени-тельно к будущему — ожиданием» . Эти мысли, разви-вавшиеся Августином, конечно же, еще исключительно в рамках теоретического поведения, так что восприятие (contuitus) данных во плоти предметов представало у него в качестве характерного определения настоящего, распро¬страняются теперь в философии жизни и в экзистенци¬альной философии на совокупное поведение человека и оказываются плодотворными для систематического ана¬лиза человеческой временности.
При этом понятие временности обретает отчетливый и характерный для этого нового направления мысли смысл: в противоположность объективному течению времени оно обозначает внутреннюю структурную форму таких сущ-ностей (die Wesenheiten), которые не только в некотором внешнем смысле находятся «во» времени, но которые определяются в их глубочайшей сути посредством связи со временем. Для внутренней временности будущее, про-шлое и настоящее являются больше не частью одного и того же временного континуума, но теми тремя направления¬ми, в которых простирается временное поведение челове¬ка и на основе которых конституируется настоящее мгно¬вение. В этом смысле Хайдеггер говорит о трех «экстазах» или же трех ♦измерениях» времени.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: