1.ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ

Время: 3-09-2012, 21:38 Просмотров: 2191 Автор: antonin
    
1.ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ
В экзистенциально-философском обсуждении вопроса о смерти отчетливо выявилось, насколько решающим об-разом предстоящее лишь в будущем событие может ока-заться действенным в качестве формирующей силы уже в настоящий момент. Будущее понимается здесь не как не-что еще не реальное и, стало быть, нереальное, что отстоя¬ло бы от единственно реального настоящего, но в качестве чего-то вполне действенного оно содержится уже в самом настоящем. Тем самым проблема времени неизбежно при¬обретает для экзистенциальной философии центральное значение. На основе своего особенного жизненного опыта экзистенциальная философия открывает новый, плодо¬творный подход к проблеме времени, посредством которо¬го решительным образом продвигается в ее разрешении.
И здесь вновь сказывается внутренняя замкнутость эк¬зистенциальной философии, за счет которой любые ее от¬дельные стороны определяются исходя из единого центра. Первый шаг опять-таки делается на основе содержащегося в проблеме «субъективного мыслителя» основополагающе¬го обратного соотнесения любых вопросов с их значением для переживающего человека. В вопросе о времени речь, в первую очередь, идет о человеческом к нему отношении, о тех формах, в каких время дано человеку сообразно пере¬живанию. В этом смысле реально переживаемое «субъек¬тивное время» отслаивается от измеримого часами физичес¬кого, или «объективного времени». То, что переживаемое время отклоняется от «реального» объективного времени и в зависимости от вида испытываемого в том или ином слу-чае переживания воспринимается то быстрее, то медленнее, так что радостные часы словно бы пролетают, в то время как в скуке минуты растягиваются до вечности, является на¬столько необычным фактом, что его до сих пор даже не мог¬ли вполне оценить. Впрочем, этот факт не рассматривался в его подлинном философском значении. При этом односто¬ронним образом ориентировались на объективное время, в переживании же времени (das Zeiterleben) видели лишь отклонение от изначального времени (die Uhrzeit), выраже¬ние ущербности человеческого чувства времени (der Zeitsinn), полагая переживание времени как таковое фило¬софски несущественным. Потребовался лишь принципиаль¬ный поворот для того, чтобы увидеть, что вопрос о пережи-ваемом времени ведет назад в глубинное ядро вопроса о са¬мом человеке. И это явилось достижением исключительно экзистенциальной философии .

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: