7.ИТОГИ ДЛЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Время: 3-09-2012, 21:34 Просмотров: 883 Автор: antonin
    
7.ИТОГИ ДЛЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
В заключение проделанного пути следует спросить, что же получено для понимания экзистенциально-философской проблемы смерти в результате этого несколько нестандар-тного изображения Рильке. Уже упоминалось, что Риль¬ке, с одной стороны, дает больше, чем, в свою очередь, же¬лает и может предоставить экзистенциальная философия. В то время как в экзистенциальной философии речь идет о том, чтобы человеческое бытие как таковое сделать оче¬видным в чисто имманентной аналитике, у Рильке опять- таки свыше этого — о метафизическом толковании, от ко¬торого в данном случае следовало бы несколько принуди¬тельным образом отстраниться. Заключительное сравнение можно рискнуть сделать лишь с той оговоркой, что Риль¬ке мог проявиться здесь, стало быть, не в полном объеме.
Существенный итог прежде всего состоит в том, что глу-бокая общность между поэзией и философией предостав-ляет сильнейшую гарантию подлинности затронутых здесь жизненных явлений. Различие же, которое теперь долж¬но направлять дальнейшее рассмотрение, состоит прежде всего в том, что окончательное и глубочайшее истолкова-ние возникает у Рильке все еще из разбора события смер-ти. Там, где действенная сила смерти выступает вне одно-кратного события уже в текущем мгновении, у Рильке имеет место или подготовка к приходящей смерти в орга-ническом образе зрелости, или аналогичная смерти угро¬за совершенному личному бытию в более позднем сюжете перехода. Однако речь всегда идет об утвердительной са-моотверженности (bejahende Hingabe) по отношению к под-лежащей исполнению смерти, которую Рильке с предель-ной серьезностью разворачивает в известной близости к романтической мистике смерти. Своеобразие же экзис-тенциально-философского отношения к смерти, напротив, состоит в том, что смерть выглядит как безусловное угро-жающее и ужасное, перед чем жизнь с содроганием отсту-пает. Если смерть является здесь жизнеформирующей си-лой, то таковой она предстает как нечто абсолютно иное, как граница, втискивающая жизнь в ее конечность и лишь подобным образом вызывающая предельную остроту суще-ствования. Поэтому «смерть в жизни* означает для экзис-тенциальной философии не некоторую наличествующую в данный момент действительность смерти, а исключитель¬но действенное в данный момент сознание смерти. Вектор (die Bewegung) жизни направлен не к смерти, но отража¬ется последней обратно на саму жизнь.
Таким образом, у Рильке говорится не о формирующей силе, которая исходит из знания о смерти, а об изображе-нии жизни в ее трансценденции, что хотя и вновь сопри-касается с экзистенциальной философией, но в некотором ином, уже затронутом аспекте. Тем самым одновременно осуществляется связка с тем, что в толковании челове-ческого бытия как «прославляющего перехода» Рильке в конечном счете остается ориентированным на художе-ственную форму жизни, которая в качестве хрупкого фор-мирования собственного бытия возведена у него до экзис-тенциальной вершины. Однако в этом распознается зна-чение момента завершенного формообраза (die Gestalt), который более не совместим со строгим экзистенциально-философским понятием существования.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: