1.ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О СМЕРТИ В РАЗВИТИИ РИЛЬКЕ

Время: 3-09-2012, 20:19 Просмотров: 1042 Автор: antonin
    
1.ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О СМЕРТИ В РАЗВИТИИ РИЛЬКЕ
Итак, экзистенциально-философское отношение к смерти начинается лишь тогда, когда смерть познается в качестве конститутивной части самой текущей жизни и когда от¬сюда вытекает задача представить плодотворность созна¬ния смерти в построении (die Gestaltung) жизни. Для по-нимания трудностей и препятствий, лишь в преодолении которых постановка вопроса может достичь подлинной ос-троты, особенно показательным является тот путь, кото-рым прошел через различные этапы своего развития в на-стойчивом постижении смерти поэт Рильке и на протяже-нии которого он постепенно совершил поворот от близкой к романтике мистики смерти (die Todesmystik) к полной твердости экзистенциальной встрече со смертью (die Todesbegegnung). Поэтому будет целесообразно предвари-тельно сделать краткий обзор данного пути в узком смыс¬ле экзистенциально-философского толкования. При этом дело не должно сводиться к поочередному разбору тех весь¬ма разнообразных нитей, которые стягиваются у Рильке воедино в вопросе о смерти (что, в свою очередь, уже было на разные лады испробовано). Единственное, что следует сделать, — проследить возникновение решающей для эк-зистенциальной философии идеи на ее важнейших ступе-нях, или, точнее, в ее пластах, ибо соседство истолкований в данном случае нельзя объяснить простой временной пос-ледовательностью.
Вопрос о смерти пронизывает все поэтическое творче-ство Рильке. Он ставится у него уже очень рано и находит свое первое крупное выражение в произведении «Песнь о любви и смерти корнета Христофа Рильке» («Weise von Liebeund Tod Comets Christoph Rilke»). Однако смерть в сво¬ем величии присутствует здесь еще довольно просто и без каких-либо вопросов. На вершине предельного упоитель¬ного возвышения жизни жизнь и смерть становятся тем, в рамках чего жизнь в своей высшей точке одновременно переходит в смерть, последняя же сама в изображении бо¬лее не явлена, оказываясь до некоторой степени пробелом. Даже слово «смерть» (за исключением названия) опускает¬ся в стыдливом благоговении перед ее могуществом. Имен¬но на своей вершине жизнь оказывается здесь родственной смерти. Любовь и смерть сливаются, и высшая жизнь одно¬временно есть умирание (das Sterben). И все же, с точки зре¬ния экзистенциальной философии, в этих определенно ро¬мантических представлениях нарождающегося воззрения речь идет в большей мере об истолковании события смерти (das Todesereigniss), чем о собственно бытии-к-смерти.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: