3.РАЗБОР ВОЗРАЖЕНИЙ

Время: 3-09-2012, 20:17 Просмотров: 848 Автор: antonin
    
3.РАЗБОР ВОЗРАЖЕНИЙ
Однако и в результате подобного размежевания остаются возражения против придания смерти экзистенциальной философией столь значительного внимания, при этом, чтобы с самого начала прояснить постановку вопроса, не-избежно требуется обсуждение хотя бы наиболее важных из них.
Напрашивается вопрос, не слишком ли активно силь-ные, полные жизненной энергии люди заняты собственной жизнью и ее задачами, тогда как в большей мере им сто-ило бы тяготиться смертью (89). Не есть ли повышенное внимание к смерти уже признак ослабленной и уставшей жизненной силы, а именно, соответственно возможному здесь двойному направлению — как жизни, перед лицом смерти ужасающейся и отшатывающейся, будучи потря-сенной в своих основах, так и жизни утомленной, жажду-щей смерти? Скорее можно сказать, что в отношении го- ловоломности вопроса о смерти речь идет о роде душевно-го самоистязания (90), в котором человек намеренно ом-рачает свою жизнь и становится неспособным для настоя-щего преисполненного жизни дела.
На это следует ответить, что в экзистенциальной фи-лософии, согласно ее намерениям и действиям, нет и речи об ослаблении воли к жизни. Романтическая жажда смер¬ти в ней отсутствует, ибо в этом случае она не могла бы ощущать данное событие с такой решительной суровос¬тью (die Harte). Впрочем, отсутствуют также испуг и ужа- сание (die Verangstigung und Erschreckung), вместо всего этого речь идет о том, чтобы ясным, пристальным взгля¬дом окинуть положение дел, данное в самой жизни. Од¬нако в любом случае действие этой ясности оказывается не жизнеослабляющим, но, наоборот, состоит в том, что за счет нее человеческая жизнь оказывается вынужден¬ной двигаться вперед вплоть до состояния ее исключи¬тельного подъема, что для этой жизни становится невоз¬можным уклонение в пустую суетность. Таким образом, экзистенциально-философское понимание оказывается не уступкой страху смерти, но именно его преодолением.
Подобное возражение можно было бы продолжить, сказав, что придание значительного внимания смерти яв-ляется лишь следствием того, что отдельный человек рас-сматривается в качестве исключительно важного. Тот же, кто чувствует себя включенным во всеохватную связь со своим народом, обрел бы за счет этого защищенность в проносящемся через и вне него жизненном потоке. Лишь в случае потери отдельным личным бытием этой связи с сообществом прекращение последней оказалось бы тем ужасным событием, каким оно предстает в экзис-тенциальной философии.
На это возражение стоит ответить, что подобный ока-зывающий разлагающее воздействие страх смерти, конеч-но, может иметь место. Однако и в этом случае вновь пред-полагается совершенно определенный — а именно, подчер-кивающий бессмысленность — ответ на вопрос о смерти.
Однако он вновь не имеет ничего общего с рассмотренным здесь сущностным отношением к смерти. И тут прежде всего стоит предостеречь от той ошибки, будто бы помеще-ние отдельного человека в общественное целое способно упразднить одиночество, в котором он должен принимать свои решения. Подобно тому как принятие любого реше-ния должно совершаться отдельным человеком лишь в одиночестве, в котором должна осуществляться и любая вовлеченность, если она вообще предполагает ценность в нравственном отношении, подобно тому как лишь в оди-ночестве должна «перениматься» (отсюда берет свое назва-ние и типичная экзистенциально-философская категория) выносящим решение отдельным человеком любая вырос-шая в общественной среде позиция9 такое же имеет силу и в плане отношения к смерти, которая, как будет необхо¬димо еще показать, определяющим образом стоит за вся¬кой решимостью в качестве предельного гнета, ускоренно толкающего человека в направлении этой решимости (91). Надындивидуальный жизненный поток не отнимает у еди-ничного человека ответственности за выносимые им реше-ния и вообще за его внутреннее, как и, наоборот, роль смер¬ти в рамках этого одиночества не преуменьшает силы об¬щественных отношений.
Однако можно пойти еще дальше и спросить, имеет ли смерть вообще какое-либо сущностное отношение к чело-веку. Здесь можно повторить те аргументы, которыми с давних пор пытаются оправдать для человека боязнь смер-ти. Можно напомнить о том, что смерть обычно не бывает болезненной в качестве процесса, не имеет какого-либо отношения к человеку в качестве прекращения его жиз¬ни. Поэтому-то, всерьез сотрудничая с жизнефилософской мыслью о сведении всего к соотнесенности с живым субъек¬том, наталкиваются именно на это возражение: каким об¬разом смерть может иметь значение для человеческой жиз¬ни, если как таковая она принципиально непереживаема?
Отвечая на данное возражение, следует совершенно ясно выявить смысл экзистенциально-философского воп-роса о смерти. Данное возражение, собственно, забывает,
в чем состоит дело. Ведь речь идет совершенно не о прида¬нии человеку стойкости, с которой он выдержал бы в смер¬тный час взор смерти, речь идет вообще не о поведении в момент смерти, но речь идет о том значении, которое име¬ет протяженное знание о неизбежности смерти для самой текущей жизни. Охотно выдающее себя за храбрость рав¬нодушие при мысли о смерти, конечно же, будет потрясе¬но, поскольку в данном случае имеет место лишь искусст¬венное сокрытие действительно наличествующей бездон¬ности жизни, и тем самым — бегство.
Здесь, правда, можно еще раз повторить возражение, что подобное покрытие являлось бы тем благотворным об-маном, что удерживал бы в стороне от человека хмурые мысли, возникающие же за счет этого веселость и жизне-радостность содействовали бы его творчеству и достиже-ниям, более того — являлись бы обязательным предвари-тельным условием для любого самозабвенного творчества.
На это стоит ответить не только в том духе, что такой обман оставил бы человека безоружным перед его реаль-ной смертью, выставил бы его перед ее бедами в наиболее беспомощном виде; но, даже без учета этих предшествую-щих моменту смерти размышлений, такое возражение, исходя непосредственно из текущего момента жизни, дол-жно быть также отклонено. Тогда вопрос ставится так: каким образом человек достигает высших результатов — со знанием о смерти или же без него? Без знания смерти живет животное, так живет и человек, покуда он остается в плоскости естественного личного бытия. Стало быть, в от-сутствие знания смерти человеком производится лишь то, что проистекает из него естественно, в качестве выраже¬ния природной жизни. При этом нельзя отрицать, что в от-ношении довольно широких жизненных зон свои права имеет и такое рассмотрение. Отсюда достижения должны пониматься как произрастание из радости развертывания сильной жизни. Вопрос, однако, заключается в том, не растворяется ли человеческая жизнь в подобном естествен-ном бытии и, вообще, реализует ли в нем человек свои выс-шие возможности?
И здесь затем обретает силу экзистенциально-философ-ское понимание того, что лишь угроза смерти оказывает¬ся в состоянии привести человеческую жизнь к исключи-тельной остроте ее существования. При этом смерть бе-рется не как процесс, который наступает когда-либо в какой-либо неопределенной временной точке, а как кон-ститутивная составная часть, содержащаяся в самом те-кущем мгновении, и эту содержательность (die Enthal- tensein) теперь стоит определить точнее1.

Если Хайдеггер и развивал наиболее продвинутый герменевтичес-кий анализ смерти и если, таким образом, изложение поневоле дол¬жно в большей мере привязываться к Хайдеггеру, то, с другой сто¬роны, оно все же должно остерегаться того выстраиваемого весьма строгим образом структурного каркаса, в котором смерть у Хайдег¬гера срастается с целым его аналитики человеческого бытия, что в особенности касается рассматриваемых им отношений между смер¬тью и заботой, которые принимаются за руководство для всеобщего изложения экзистенциальной философии. Здесь же, как и везде, вопрос заключается прежде всего в том, чтобы отстраниться от хай~ деггеровского онтологического анализа и выделить лишь всеобщие экзистенциально-философские черты. Особым образом стоило бы указать на полемику с Хайдеггером, содержащуюся в следующем труде: A. Sternberger, DerverstandeneTod, Leipzig, 1934.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: