1.ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА О СМЕРТИ

Время: 3-09-2012, 20:16 Просмотров: 905 Автор: antonin
    
1.ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА О СМЕРТИ
Экзистенциально-философское понимание человеческо¬го бытия с внутренней неизбежностью должно было вы¬водить к вопросу о смерти, и наоборот, лишь исходя из последнего оно могло достичь окончательной определен-ности, Конечность человеческого бытия, в той мере, в ка-кой она отражается в заброшенности в определенную си-туацию и особенно в предоставленности пограничной си-туации, неминуемо должна была отсылать к смерти, упрямо выступающей в качестве окончательной, предель-ной границы человеческого бытия. Что же касается та¬кой расположенности, как страх, в котором человек по¬ставлен перед «ничто» и призван к подлинной возможно¬сти бытия, то она, в свою очередь, должна была выводить также к исключительнейшему страху человека в отноше¬нии к смерти. Таким образом, смерть для экзистенциаль¬ной философии должна была, согласно внутренней необ-ходимости, занять в понимании человека центральное место в качестве того исключительного обстоятельства, которое обуславливает напряженность (die Scharfe) лич-ного бытия в ее окончательной невыносимости. После того периода, когда на всем протяжении истории новой фило-софии смерть играла прямо-таки неправдоподобно незна-чительную роль, экзистенциальной философией она от-крывается теперь в ее решающем значении для всего че-ловеческого бытия вновь.
Всеобщее основание опять-таки закладывается по-средством понятия «существующий мыслитель», и эта преемственность была тотчас же привлечена самим Кьер-кегором для объяснения того, что он подразумевал под этим понятием. Далее в этом направлении, согласно внут-ренней логике развития событий, шли первыми Ясперс и, конечно же, Хайдеггер. Здесь также говорится об отказе в пользу экзистенциально значимого от любого имеюще¬гося в распоряжении, но по своему характеру лишь теоре-тического знания. По выражению Кьеркегора, речь идет не о том, «о чем, стало быть, людям известно вообще: если я приму дозу серной кислоты, то умру; и точно так же, если я прыгну в воду, засну в угольном чаду и т. д.» (VI228). Речь идет вовсе не об объективном рассмотрении смерти вообще, а исключительно об отношении отдельного чело¬века к своей собственной смерти, о вопросе, что означает смерть в качестве предстоящего конца человеческой жиз¬ни для самой этой жизни. При этом сразу же подчеркива¬ется, что все предметные сведения о смерти как объектив¬ном процессе оказываются совершенно несущественны¬ми. «Несмотря на это столь необычное знание о смерти, я не могу воспринять смерть в качестве чего-то такого, что я бы понял» (VI228). Речь идет о том, как сказал однаж¬ды Дильтей — не осознавая, правда, всей силы этого от¬крытия в экзистенциально-философском смысле — «что живой замечает смерть, оказываясь неспособным ее по¬нять» (VIII143), «что чувство жизни в нас воспринимает смерть в качестве внешнего фактора, будучи не в силах по-настоящему ее постичь» (VIII 45). Поэтому всеобщ* ность пограничной ситуации проступает в смерти в ее ра¬зительной форме.
При этом речь не идет и о смерти другого человека, насколько бы последняя ни была способна потрясти жизнь отдельного человека. Все это располагается еще в иной плоскости, в качестве уже рассматривавшегося вопроса, каким образом смерть угрожает собственной жизни человека. В подобном смысле смерть является не тем отдельным, пусть и очень важным, опытом, который человек может осуществить вне себя, но, в первую оче-редь, — предстоящей возможностью собственного лично¬го бытия. Как выражается Хайдеггер, смерть «всегда лишь моя» («je meiner»): «Любое личное бытие должно принять умирание соответственно самому себе. Смерть есть, поскольку она ведь “есть”, сущностным образом все¬гда лишь моя смерть» (SuZ. 240) (87). И Хайдеггер по пра¬ву указывает на то, что даже «шествие-на-смерть» (das In- den-Tod-gehen) за другого не способно отнять у данного человека само умирание.
Однако и о собственной смерти в экзистенциальной философии говорится не как о когда-либо предстоящем событии, смерти наступающей, знаменующей совершаю-щийся точечным образом бытийный переход к больше- не-бытию-в-жизни (der Seinsumschlag zum Nicht-mehr- am-Leben-sein), и вовсе не как об увлекающем за собой, протекающем во времени процессе умирания, но речь идет о том значении, которым данное событие обладает сегодня, в этот вот день, для этой моей текущей жизни» о той преобразующей силе, которую знание о смерти на¬правляет на жизнь. В этом смысле Кизарц различает: «Во- первых, смерть как факт; мы не переживаем его, мы мо¬жем лишь описать его в плане значения, сущности и воздействия.
Далее, смерть как достоверность; она сопровождает всю жизнь, она окружает ее и находит место в разнообразных изображениях искусства, посвященных тому, как это ощущали люди. Третье — смерть как процесс. Его узна¬ют по длительному протяжению, не до заключительного факта кончины (das Totsein), но, скорее, так скажем, до прощания с жизнью» .
В этом смысле смерть более не является чем-то таким, что было бы для жизни внешним и чуждым, но представ-ляет собой пронизывающую ее конститутивную состав¬ную часть самой этой жизни, задача же суще-ствующего мыслителя состоит в том, чтобы в экзистенциальном ус-воении смерти ввести это событие в саму жизнь. Так, Кьеркегор говорит: «Установлено, что смерть столь ко-варна, что может прийти завтра! Уже сама эта неизвест-ность, если предполагается, что она понимается и удер-живается существующим, и, следовательно, так как она является неизвестностью, должна примысливаться (hineindenken) ко всей его жизни... вызывает невероят¬ные трудности» (VI 228 f). На открытии этих трудностей зиждется экзистенциально-философское понимание смерти. Впрочем, осмысление этих трудностей, настоя¬щее «примысливание» смерти ко всей жизни в целом представляет собой экзистенциальное достижение, возни-кающее из отношения к смерти: «То, что субъект думает о своей смерти, есть действие (die Handlung)» (VI 231), то есть значительно усиленное собственное достижение че¬ловека, и это «действие» посредством мышления (das Denken) смерти одновременно означает радикальное из¬менение всей жизни.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: