3.СТРАХ И «НИЧТО»

Время: 3-09-2012, 20:14 Просмотров: 927 Автор: antonin
    
3.СТРАХ И «НИЧТО»
Когда страх минует, человек вздыхает и говорит себе: в основе-то вовсе ничего не было (78). Именно это утвержде¬ние используется экзистенциальной философией, которая воспринимает его совершенно буквально. Действительно, не было ничего; но, как подчеркивает теперь экзистенци¬альная философия, это «ничто» является не основанием против страха, но как раз характеризует страх в его глубо¬чайшей сущности. Это есть выступающее в страхе наружу «ничто» как таковое, и оно является вовсе не чем-то ли¬шенным значения, а высшим позитивным феноменом че¬ловеческого бытия. Так, у Кьеркегора говорится: «Спроси мы точнее, каков предмет страха, то услышим повсюду в ответ: он — ничто. Страх и «ничто» постоянно соответству¬ют друг другу» (V 93). Или в другом месте: «Каково же дей¬ствие “ничто”»? Оно вызывает страх» (V 36). Запечатлен¬ное терминологически еще более выразительно у Хай¬деггера это выглядит так: «Страх выявляет “ничто”» . «Страх — это такая фундаментальная расположенность, которая поставлена перед “ничто”» .
Именно отсюда исходит экзистенциально-философское толкование страха, превращающее посредством него в воп- рошании о смысле этого потрясения и этого опыта «ничто» кажущуюся бессмысленной вредность для человека в нечто позитивное. Ясно, что подобное позитивное осмысление страха возможно лишь в рамках экзистенциально-философ- ской картины мира. Ведь если в качестве естественного и как такового преисполненного ценности состояния берут здоровую укорененность человека в окружающем его мире, то страх может выступать лишь в роли помехи. Напротив, в тот самый момент, когда подобное естественное растворе¬ние человека в его мире с точки зрения экзистенциальной философии познается в качестве отданности, страх дости¬гает своего подлинного, ничем не заменимого результата. Страх потрясает человека во всех столь хорошо знакомых ему жизненных отношениях. Этот процесс, который в рам¬ках естественной картины мира должен был бы означать бессмысленную вредность, на почве экзистенциальной фи¬лософии обретает обязательный, уникальный смысл. Страх необходим для того, чтобы припугнуть (aufscheuchen) че¬ловека в размеренности его повседневного бездумного про¬живания (das Dahinleben). Он обладает могучей, в своем роде даже единственной будоражащей силой. Лишь в страхе че¬ловек вырывается из отданности миру и лишь тем самым освобождается для подлинных экзистенциальных задач. В этом смысле Хайдеггер говорит: «Таким образом страх лишает личное бытие возможности, отдаваясь, понимать себя исходя из мира и расхожих истолкований. Он отбра¬сывает личное бытие к тому, чего оно страшится, к его соб¬ственной способности-бытия-в-мире»

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: