1.ЗНАЧЕНИЕ СТРАХА ДЛЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Время: 3-09-2012, 20:01 Просмотров: 984 Автор: antonin
    
1.ЗНАЧЕНИЕ СТРАХА ДЛЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Если подобным образом было более точно развито отноше¬ние человека к миру и если при этом был пролит свет на че¬ловеческую ситуацию во всей ее незащищенности и мир во всей его тревожности, то тем самым все большую отчетли¬вость обретал тот факт, что понимание мира и жизни экзис¬тенциальной философией разворачивается на почве совер¬шенно определенного настроения. Последнее представляет собой не холодную (ktihle) объективность теоретической по¬зиции, но и не теплое (warm) чувство близости и доверия ко всему окружающему миру, свойственное философии жиз¬ни в ее основаниях, ибо в случае с экзистенциальной фило-софией решающими оказываются прямо-таки мрачные и гнетущие (duster und beklemmend) стороны жизненного опы¬та: настроения (dieStimmungslagen) страха и отчаяния, уны¬ния и скуки, придающие экзистенциальной философии ее своеобразный облик. И в этом плане против экзистенциаль¬ной философии достаточно часто выдвигались возражения. Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предпола¬галось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования.
В попытке упорядочить в первоначальном обзоре мно¬гообразие различных настроений согласно двум полюсам — светлого (das Heitere) и мрачного, — на первый же взгляд становится ясно, что в экзистенциальной философии
решающим образом господствует мрачная сторона. Из раз- личных же возможных здесь оттенков в особенности пло¬дотворным оказался страх, философская плодотворность страха является крупным антропологическим открытием экзистенциальной философии. Страх особенно подходящ для того, чтобы прояснить своеобразный нетеоретический эмоциональный характер (der Stimmungscharakter) экзис¬тенциальной философии. В понятии страха соединяется многое из того, что было еще слишком абстрактным обра¬зом развито ранее при обсуждении ситуации и погранич¬ной ситуации.
На первый взгляд кажется, что страх вообще лишен ка¬кого бы то ни было глубокого философского значения. Его рассматривают в качестве чего-то такого, что, в частности, хотя нередко и пристает мучительным образом к человеку, по сути же затрагивает его все же лишь с внешней стороны, в качестве слабости, которая овладевает человеком в несо- вершенности его существа лишь эпизодически и которую необходимо по возможности преодолевать посредством вос¬питания и самовоспитания. Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значе¬нии — как условие становления подлинного существования. Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьерке¬гора 1844 г. «Понятие страха» («Der Begriff der Angst»), которому годом раньше предшествовали созвучные мысли в работе «Страх и трепет» («Furcht und Zittern»). Система¬тический же философский разбор большей частью обязан соответствующему разделу у Хайдеггера (SuZ. 184 ff).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: