2.СВЯЗАННОСТЬ СИТУАЦИЕЙ

Время: 3-09-2012, 19:59 Просмотров: 778 Автор: antonin
    
2.СВЯЗАННОСТЬ СИТУАЦИЕЙ
В этом смысле экзистенциальная философия настойчиво подчеркивает, что ситуация — не есть то, во что человек попадает лишь случайно и лишь внешним образом, но че-ловеческое бытие сущностно представляет собой бытие в ситуации, человек никогда не может избежать заточения (die Verhaftenheit) в ситуацию. В каждое мгновение своей жизни он уже оказывается в ситуации, которую не выби-рал, которая не считается с его желаниями и потребностя¬ми, а стесняет его как нечто чужое и враждебное.
Однако подобно тому как уже в отношении понятия мира подчеркивалось, что оно означает не только внешнюю реальность, но и внутреннюю действительность самого че¬ловека, так и теперь, говоря об определенной ситуации, стоит иметь в виду не только внешние обстоятельства, но и относящийся к ней точно таким же образом вбирающий в себя человека особенный порядок (die Verfassung) — его телесное и душевное состояние. Душевно человек всегда находится в определенном настроении, определенной об¬щей тональности своих чувственных состояний (72), и при¬менительно к этому отношению следует точнее заметить то же самое, что раньше было сказано об отношении к си¬туации в целом: и определенное настроение в любое мгно¬вение своей жизни человек обнаруживает в качестве чего- то внешнего, того, что он не производил произвольно. Че-ловек не может избежать связи с некоторым так или иначе определенным настроением (насколько быстро при этом ни изменялась бы его окраска). Эта сторона дела была прежде всего серьезно разработана Хайдеггером — настроения были представлены в начале его «Аналитики личного бытия» (« Analytik des Dasein») в качестве «способов фундаменталь¬ной расположенности» («dieGrundbefindlichkeiten»).
Таким образом, если личное бытие всегда обнаружива¬ет себя помещенным в ситуацию, это, естественно, не ис¬ключает того, что ситуация с течением времени изменяет¬ся. Скорее даже, она изменяется постоянно. Конечно, это не исключает и того, что человек, со своей стороны, тоже оказывает на ситуацию известное влияние. Только влия¬ние это распространяется не непосредственно, не в прямом контакте, а за счет того, что человек по-своему пытается руководить возникновением новой ситуации, посредством чего стремится достичь благоприятной для себя ситуации. Однако, в то время как та или иная ситуация, в которой человек пребывает, постоянно изменяется, общая заточен- ность в ситуацию в результате подобного превращения никогда не упраздняется. Это прежде всего остро выявил Ясперс: «Поскольку человеческое бытие есть бытие в си¬туации, то я никогда не смогу выйти из ситуации, не по¬пав в другую» (П 203).
То, что прежде неопределенно обозначалось при помо¬щи понятия человеческой конечности, получает в этом высказывании более точное определение. Ситуации суть нечто, что человек должен «претерпевать». Он отдан в их распоряжение (73). Именно здесь с ясностью находит свое выражение отличие от жизнефилософской позиции. Для философии жизни было бы чуждым ощущать положение в качестве причиняющего страдание изъяна, в качестве преграды. Скорее она видит в нем подоснову, несущую че¬ловека и обуславливающую все его отдельные способы по¬ведения. Понятие ситуации, напротив, делает акцент именно на моменте сопротивляемости, тем самым подчер¬кивая сущность человеческой конечности1.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: