1.СИТУАЦИЯ

Время: 3-09-2012, 19:59 Просмотров: 849 Автор: antonin
    
1.СИТУАЦИЯ
Данные выше определения отношения человека в экзис-тенциальной философии к миру существенно обостряют-ся еще в одном аспекте. Уже подчеркивалось, что наряду с существованием столь же изначальным образом оказы-вается задан мир и что этому миру свойственны стеснен-ность (die Beengung) и тревожность. Однако уже в поня-тии «экзистенциального мыслителя» содержался такой момент, который затем был упущен в предшествующем из¬ложении: а именно что этот мыслитель оказывался в сво¬ем мышлении посредством собственного бытия в совершен¬но определенном положении с присущими этому поло¬жению совершенно определенными обстоятельствами. В соответствии с этим мир представляет собой для лично¬го бытия не просто всеобщий фон, но одновременно всегда уже совершенно определенное стечение обстоятельств, со¬вершенно определенный мир, в котором это бытие себя об-наруживает и которое совершенно определенным образом требует от него ответа.
Свой первый шаг экзистенциальная философия здесь делает вновь совместно с философией жизни. Последняя также разворачивается против мышления, парящего в аб-стракции, минующего мыслящего человека как особенную связующую точку, и одновременно с обратной связаннос¬тью мышления с жизнью подчеркивает соотнесенность с особенными и всегда лишь однократными жизненными обстоятельствами. Любая жизнь постоянно помещена в оп¬ределенное положение (die Lage), в определенные «жиз¬ненные обстоятельства» (die «Lebensumstande»). Из этой определенной связующей точки окружающие вещи под¬вергаются определенному подразделению согласно отно¬шениям близости и дальности — не только в простран¬ственном смысле, но одновременно и в смысле степени препятствования. Жизненные отношения связывают че¬ловека с окружающими вещами и людьми и извлекают для него из среды последних совершенно определенное значе¬ние. Сами по себе жизненные отношения опять-таки ока-зываются весьма разнообразными и подразделяются преж¬де всего на два полюса: содействия и препятствования, дру¬жественности и враждебности (71) — в зависимости от того специфического отношения, которое они занимают по от¬ношению к жизни и устремлениям человека. Отсюда оп¬ределяется то особенное положение, в котором человек находится. Оно всегда уже содержит в себе определенный порядок мира, в котором любая отдельная составная часть занимает свое определенное место в зависимости от харак¬тера связей с человеком. Положение характеризует этот совокупный порядок, причем так, что оно затрагивает че¬ловека в самом его нутре и требует от него совершенно оп-ределенной реакции .
Экзистенциальная философия начинает точно таким же образом, вырабатывая соответствующее понятие ситу-ации, в которой человек уже всегда находится за счет сво-его собственного бытия. Приблизительно в этом смысле Ясперс определяет: «Ситуацией называется не только со-образная законам природы или же чувственно данная дей¬ствительность, являющаяся конкретной действительнос¬тью не только психически или лишь физически, но в обо¬их смыслах одновременно, означающая для моего бытия преимущество или вред, возможность или преграду» (II202). Это экзистенциально-философское понятие ситу¬ации в точности соответствует жизнефилософскому поня¬тию положения, однако с теми отличиями, которые вооб¬ще характерны для отношения этих обоих философских направлений между собой. В то время как в философии жизни моменты содействия и препятствования выделены с одинаковой силой, причем первые обладают даже преиму¬ществом, экзистенциальная философия с особенной энер¬гией подчеркивает препятствующую сторону. В то время как философия жизни понимает положение прежде всего в качестве того нейтрального положения, лишь из которо¬го и развиваются все отдельные способы поведения, в эк-зистенциальной философии ситуация приобретает намно-го более острый, стесняющий человека характер. Положе¬ние становится ситуацией тогда, когда оно поставляет человеку характерные требующие преодоления трудности, которые во время этого преодоления познаются как огра¬ничение, за счет чего одновременно пробуждается повы¬шенная активность человека. Идея конечности человечес¬кого существования придает понятию ситуации определен¬ную остроту.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: