ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Время: 3-09-2012, 19:58 Просмотров: 855 Автор: antonin
    
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
Однако в природе экзистенциальной встречи заключено то, что она возможна всегда лишь между одним единичным человеком и другим единичным человеком, что она сущ¬ностным образом нераспространима на круг людей. В све¬те этого заключения совершенно понятно, что даже Ясперс, там где он говорит о коммуникации еще в неопределенном смысле, связывает ее с единичным партнером: «Я суще¬ствую лишь в коммуникации с другим («-им»!)» (II50). И поскольку само экзистенциальное существование невоз¬можно в качестве продолжительного состояния, а ограни¬чивается лишь немногими высшими мгновениями, то в сущности экзистенциальной коммуникации тем более заключено, что она возможна не в качестве отношения, оп¬ределяемого в непосредственном смысле как сообщество, но сущностным образом ограничена немногими мгновени-ями, которые не заказываемы, а выпадают человеку в ка* честве дара. Она хрупка как само экзистенциальное суще¬ствование. Экзистенциальная коммуникация весьма рез¬ко отделена от той устойчивой во временном отношении формы сообщества, чье становление пролегало через при¬роду и историю.
Поэтому экзистенциальное сообщество, выражаясь с предельной заостренностью, в любое мгновение оказы-валось бы в отдаче себя (die Hingabe) этому мгновению це¬лым и безусловным, но столь же безусловно оно было бы открыто и для новой возможности. Поэтому именно безус¬ловное экзистенциальное существование в его безоговороч¬ности может стать вероломным, и такая опасность, несом¬ненно, содержится в экзистенциальном поведении. Лишь там, где подобное непостоянство переживания преодолено посредством верности сохраняющим силу обязательствам (bleibende Bindung) образуется то, что можно назвать в строгом смысле экзистенциальным сообществом. Воз¬можность «экзистенциального сообщества» покоится на верности свободно принятым и постоянно возобновляю¬щимся обязательствам. Поэтому, если Ясперс говорит об «экзистенциальном сообществе», то в качестве «учрежден-ного » в свободе оно отделяется посредством глубокого раз¬рыва от любого сообщества, данного естественным обра¬зом. «Однако бытие экзистенциального существования, лишь благодаря которому для нас в нашем бытии стано¬вится важным другое бытие, выступает в качестве осуще¬ствляющейся безусловности сообщества, каковое основы¬вается, исторически сохраняется и никогда не оказывает¬ся постоянным» (П 427 f) .
Таким образом, безусловность экзистенциального при¬тязания прикладывает к человеческому сообществу пре¬дельное мерило. Незаменимое же достижение понятия эк¬зистенциального сообщества состоит здесь в том, что лишь только оно и придает сообществу его подлинное достоин¬ство. Сообщество, данное от природы или же сохраняемое посредством обычая как таковое, не удерживается на пла¬ву, если оно не «принято» свободным актом экзистенци¬ального существования и не усвоено внутренне, экзистен¬циальная же общность может существовать лишь до тех пор, пока она, как и само экзистенциальное существова¬ние, достигается в каждое мгновение вновь.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: