1.СОВМЕСТНОЕ БЫТИЕ

Время: 3-09-2012, 19:56 Просмотров: 897 Автор: antonin
    
1.СОВМЕСТНОЕ БЫТИЕ
В качестве важнейшего звена экзистенциально-философ- ского понимания отношения человека к миру неизбежно выделяется такая составная часть мира, с которой чело-век должен быть связан теснее всего: мир подобных ему окружающих людей (61). Если эта область и была уже включена в предыдущие размышления, то в заключение все же требуется подчеркнуть ее еще раз отдельно, подчер¬кнуть ее особенную важность. Сфера окружающих людей представляет собой ту часть мира, которая вообще дана человеку вообще самым первичным образом, откуда лишь в движении детского опыта выделяются животная и рас¬тительная жизнь, неодушевленное бытие. И в этой связи следуют указания Хайдеггера о том, что уже посредством слова «мир» языковым образом изначально полагается сфера людского окружения. Он напоминает (прежде всего в ♦Существе основы» (im «Wesen des Grundes») о таких выражениях, как «весь мир», «большой мир», «человек мира» и т. д., в которых всеобщий мир мыслится как мир окружающих людей.
Подобно тому как для экзистенциальной философии мир вообще выступает не в качестве требующего доказа-тельства утверждения, а всегда оказывается фактом, дан-ным посредством изначального отношения между челове-ком и миром, нечто похожее имеет теперь место и в сфере окружающих людей. Экзистенциальной философии даже не приходит на ум, что реальность этой сферы она должна доказывать, прилагая усилия, ибо уже в самом первичном факте жизни другие люди всегда предстают в живой совме¬стной жизни в качестве содействия или препятствия соб¬ственному личному бытию. Они образуют тот задний план, лишь на фоне которого и может выделяться единичное личное бытие.
Таким образом, для экзистенциальной философии че-ловеческое бытие всегда уже оказывается данным в живой связи с другими людьми. Ясперс подчеркивает: «Я суще¬ствую (sein) лишь в коммуникации с другими» (II50), Хай¬деггер подытоживает такое положение дел посредством сокращенной формулы: «Личное бытие по своей сути есть совместное бытие» (SuZ. 120) (62). Даже то соображение, что фактически человек может находиться (sein) один, не могло бы служить возражением против заданного сущнос¬тным образом сообщества (63), поскольку и одиночеству небезразлично наличие других людей, наоборот, как раз посредством мучительно замечаемого подчас их отсутствия оно обнаруживает сообщество как состояние, присущее человеку естественным и сущностным образом. Одиноким может быть лишь то существо, которое по самой своей при¬роде живет в сообществе. «Одиночество человеческого бы¬тия есть совместное бытие в мире. Другой может отсутство-вать лишь в совместном бытии и для него. Одиночество представляет собой совместное бытие в модусе отсутствия, возможность одиночества есть доказательство совместно¬го бытия» (SuZ. 120) (64).

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: