1.БЫТИЕ-В-МИРЕ

Время: 3-09-2012, 19:50 Просмотров: 885 Автор: antonin
    
1.БЫТИЕВ-МИРЕ
Если предшествующее рассмотрение пыталось выделить сферу экзистенциального существования как таковую с максимальной чистотой, при этом по возможности не принимая в расчет отношение человека к окружающему его миру, то это было осуществимо лишь в рамках перво-го, предвосхищающего упрощения* В действительности же посредством понятия экзистенциального существова-ния совершенно определенным образом проводится разли¬чие между отношением человека к миру в смысле окру¬жающего его внешнего мира и в смысле людского совмес¬тного мира (49). Опыт экзистенциального существования, собственно, уже содержит в себе совершенно определенное истолкование человека по отношению к его миру, о чем уже иногда говорилось выше, а потому необходимо обособлен¬но подчеркнуть и этот момент — понимание окружающей человека действительности,
И первый шаг здесь вновь делается параллельно с фи¬лософией жизни, и он оказывается вновь отличным от того, какой предполагался бы вообще в данной ситуации в слу¬чае различения между философией жизни и философией существования. Если экзистенциальное существование было определено как отношение, которое относит себя к са¬мому себе и в этом одновременно к иному, то тем самым подле некоторой абсолютной связующей точки неизбеж¬но, хотя и совершенно определенным образом — как фон и подоснова (50) существо-вания, — уже возникал мир. И если существование понималось лишь в качестве самого формально определенного акта, способного дистанциро-ваться от любых всегда оказывающихся лишь возможны-ми содержательных определений, то тем самым обязатель¬но устанавливался содержательный задний план, исклю¬чительно на фоне которого и совершается движение существования. Итак, посредством существования всегда неминуемо возникает мир, без которого экзистенциальное существование даже невозможно постичь.
Экзистенциальная философия с самого начала повора¬чивается против позиции идеализма, для которого «созна¬ние» является единственной непосредственной данностью и для которого внешний мир предстает лишь требующим доказательства утверждением. Экзистенциальная филосо¬фия исходит из опыта, свидетельствующего, что движение существования совершается лишь при сопротивлении про¬тивостоящей ему действительности. Стало быть, уже в этом первичном опыте экзистенциального существования при¬сутствует познание неснимаемого дуализма, равной пер-воначальности Я и мира, где первое невыводимо из второ¬го, а второе — из первого. Это первоначальное «соотнесе¬ние» (der «Bezug») с миром, принадлежащее сущности самого существования, Хайдеггер пытается терминологи¬чески закрепить посредством того, что он определяет че¬ловеческое бытие как «бытие-в-мире» (das «In-der-Welt- sein»), категорически возражая против понимания этого «бытия-в» в смысле пространственной содержательности (das Enthaltensein) а, наоборот, стремясь взять его в перво¬начальном смысле зависимости (das Angewiesensein) суще¬ствования от мира (SuZ. 52 ff.). В этом смысле Ганс Липпс во избежание недоразумения говорит также о «перекрест¬ном бытии» («Verschrankt-sein») в мире.
При этом под понятием «мир» может пониматься не только внешняя действительность, в которой находится человек, но точно таким же образом реалии самой челове-ческой жизни. Поскольку экзистенциальное существова-ние никогда не характеризует человека целиком, но лишь в совершенно определенном глубинном ядре, постольку мир, к которому существование относится, включает в себя не только так называемый внешний мир, но точно так же и все то в человеке, от чего существование может дистан¬цироваться, что оно застает в качестве незыблемой и неза¬висящей от ее воли реальности, не менее угрожающей и строптивой (widerspenstig), нежели та внешняя реальность. Следовательно, мир — это все то, что человек устанавлива¬ет для самого себя в качестве фактичности и опредмечива¬ет. Поэтому мир охватывает совокупность предзаданных человеку условий внешнего мира и его собственной жизни, или, как это запечатлевает Ясперс, — субъективного бытия и объективной действительности (162. f). Ивее это имеет в виду Кьеркегор, говоря о том, что в суще-ствовании мыш¬ление движется в чуждой среде.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: