4.ЛИЧНОЕ БЫТИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Время: 3-09-2012, 19:48 Просмотров: 993 Автор: antonin
    
4.ЛИЧНОЕ БЫТИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Если до сих пор наряду с понятием существования иног¬да употреблялось практически ничем от него не отлича-ющееся понятие человеческого бытия, то на основе более четкого определения понятия существования подобное положение дел дальше продолжаться не может. Хотя в своем существе, то есть согласно своей собственной воз-можности, человек есть экзистенциальное существова¬ние, тем самым, однако, ничего не говорится о том, на¬сколько он эту возможность реализует: всегда или же лишь только большей частью. Поэтому для обозначения человеческой жизни требуется ввести нейтральное поня¬тие, которое не рассматривало бы ее в исключительном смысле экзистенциального существования и, кроме того, вновь избегало бы наименования «жизнь», возникшего совсем в иной взаимосвязи и увлекающего в совершенно иной горизонт истолкования. Оттого-то экзистенциаль¬ная философия использовала для этой цели равнозначное понятию существования понятие личного бытия (das Dasein), чтобы противопоставить его в качестве носителя широкого значения специальному понятию существова¬ния. Подобно последнему понятие личного бытия здесь также замыкается на человеке. Таким образом, личное бытие означает исключительно человеческое бытие, од¬нако оно обозначает его не как понятие экзистенциаль¬ного существования (die Existenz) — на вершине его за-вершенной возможности, — а в некотором нейтральном смысле, еще до суждения о его ценности.
В этом смысле Ясперс может терминологически уста-новить: «Стало быть, экзистенциальное существование — это не просто мое личное бытие, но человек в своем лич-ном бытии является возможным экзистенциальным су-ществованием» (II 2). Ведь он может находиться, и чаще всего находится, в таком состоянии, в котором экзистен-циальное существование, взятое в строгом смысле этого слова, оказывается выскользнувшим. В этой связи Яс¬перс обозначает безответственное массовое бытие (das Massendasein) как «личное бытие без экзистенциального существования» (Sit. 37). И совершенно соответствую¬щим образом формулирует Хайдеггер: «Это сущее, кото¬рое и есть мы сами..., мы схватываем терминологически как личное бытие» (SuZ. 7) (41). И он отличает от этого экзистенциальное существование: «Само бытие, к кото¬рому личное бытие может относиться так или иначе и все¬гда как-либо относится, мы называем экзистенциальным существованием (SuZ. 12) (42). Следовательно, отношение между обоими понятиями здесь понимается так, что эк-зистенциальное существование являет собой цель, кото¬рая предоставлена реализующемуся личному бытию в ка¬честве его собственнейшей (eigenst) возможности. В этой связи более точно понимается приводимая уже как-то раз фраза: “Сущность” личного бытия заключается в его су¬
ществовании» (SuZ. 42) (43), причем сущность понима-ется теперь в смысле той более глубокой бытийной воз-можности (die Seinsmoglichkeit), которой человек явля¬ется не от «природы», но которая предоставлена ему в ка¬честве его собственнейшей, требующей своей реализации задачи.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: