3.ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Время: 3-09-2012, 19:47 Просмотров: 955 Автор: antonin
    
3.ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
Впрочем, и при этом чисто имманентном рассмотрении Хайдеггер не может отказаться от отношения, обозначен-ного Ясперсом как «трансцендирование» (das «Trans- zendieren ») и устремленного за пределы самого существо-вания. Напротив, такое отношение необходимым образом укоренено в сущности самого экзистенциально-философ- ского начинания, а потому вновь повторяется, лишь в другой трактовке, и у Хайдеггера: не в качестве (опре-деляя столь же формальным образом) соотношения (35) с трансцендентным предметом, а в качестве предметно еще не определенной формы, в которой человеческое бы¬тие устремлено за свои пределы. Поэтому и Хайдеггер может сказать, что существование по своей сущности есть трансценденция, только это обладает у него несколько иным значением, чем у Ясперса, и означает, что экзис-тенциальное существование должно постигаться в своей сущности не как в самом себе покоящееся и в самом себе предполагающее определение бытие (das Sein), но лишь как такое бытие, которое в «преодолении» (36) трансцен- денции устремлено за свои пределы к некоему иному, где это иное потом еще весьма многообразно подразделяется внутри себя: от пространственного бытия окружающего человека внешнего мира до собственных «волений» (die «Umwillen») самого человеческого бытия.
Эти мысли, помимо их особенного (и как такового бо¬лее не подлежащего здесь рассмотрению) фундаменталь¬но-онтологического оформления у Хайдеггера, указыва¬ют на следующую лежащую в основе экзистенциальной философии всеобщую особенность. В самом себе может по-коиться лишь некое содержательно определенное бытие, будучи имманентно замкнутым внутри себя. Если же эк-зистенциальное существование постигается не в содержа-тельном «что» существования, а лишь в его «как», то это неизбежно обозначает подрыв любого имманентного истол-кования и свидетельствует, что существование отныне мо-жет схватываться не как простое покоящееся в самом себе бытие, а лишь как отношение, устремленное за его преде-лы, как со-отношение.
Бытие существования состоит в соотнесенности (das Bezogensein), причем не только в том плане, что к некото-рому самодостаточному бытию затем могла бы быть зад¬ним числом привнесена также связь с чем-то другим, но исключительно в том строгом смысле, что бытие существо-вания «есть» соотнесенность и ничего более.
Это, в качестве непосредственного жизненного опы¬та, по ту сторону любых философских размышлений, с предельной ясностью было постигнуто Рильке, у кото¬рого слово «соотношение» возникает все вновь и вновь, тяготея к обозначению именно полного решимости чело¬веческого бытия. В этом смысле он говорит о «ясном», «чистом», «настоящемсоотношении», о «полномсоотно¬шении», которого человек должен «достичь» в своем бы¬тии. Тем самым он хочет сказать* что человеческое бы¬тие исполняется не в довольстве какой-либо свойствен¬ностью (37), а лишь в самоотдаче (selbstlose Hingabe) некоторой лежащей вне человека задаче, перед чисто объективным притязанием которой любое индивидуаль¬ное своеобразие лишается своего значения. Именно в этом смысле следует понимать требование Рильке: «низойди, поющий, хвалу возносящий, низойди лишь в чистую силу* (III356) (38) . Но затем эта «сила* тотчас получает еще одно дальнейшее определение, как «переступание», «переход» или же как «превышение», «преодоление» (39) любого личного бытия, понимаемого в качестве покояще¬гося в себе. Этот «переход» подчас равнозначен подчер¬киваемому Хайдеггером понятию « транс денденция» (ко¬торому он, впрочем, и соответствует в дословном перево¬де). Но далее одновременно осуществляется подвижка к более глубокому значению перехода: посюсторонней жизни в смерть. К этому будет необходимо еще раз вер¬нуться ниже. В данной связи, однако, следует привести и формулировку Ницше, что человек есть «мост, а не цель», «восхождение и нисхождение» (40) .

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: