2.ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ

Время: 3-09-2012, 19:47 Просмотров: 1623 Автор: antonin
    
2.ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ
Исходя из вышесказанного, теперь следует выявить бы-тийный способ существования в этом более точно опреде-ленном смысле. Всеобщие формальные фундаментальные определения здесь вновь присущи всей экзистенциальной философии. Первым таким всеобщим определением, по-средством которого человеческое бытие вообще отлича¬ется от бытия внешних предметов, является способность относиться к самому себе. У Кьеркегора говорится при-мерно в том духе, что «Я человека» есть «отношение, ко-торое относит себя к самому себе и в этом отношении-к- себе-самому относит себя к иному» (VIII10) (32), где это «иное» подробно определяется затем в дальнейшем изло-жении как «Бог». И точно таким же образом формулиру¬ет Ясперс: «Существование есть то, что относит себя к са¬мому себе и в этом — к своей трансценденции» (115), при¬чем под трансценденцией он понимает постигаемое в экзистенциальном опыте абсолютное бытие, к которому человек устремлен вовне самого себя (33).
В сжатой формулировке отношения-себя-к-самому- себе сразу же угадывается фундаментальный момент, вы-явленный еще в проблеме «экзистенциального мыслите-ля», а именно что для существующего все сводится к са-мому его существованию, причем теперь становится ясно, что это существование должно браться не в смысле внеш-него состояния, а в строгом смысле понятия экзистенци-ального существования. Однако любое отношение к са¬мому себе, о чем еще будет необходимо сказать подроб¬нее, одновременно всегда предполагает с неизбежностью отношение к иному. Подобное отношение к самому себе и к Другому прежде всего являлось бы еще всеобщим оп-ределением, которое могло бы иметь место в отношении любого живого субъекта и, соответственно, могло бы выд-вигаться непосредственно в плоскости жизни философи¬ей жизни. Новое же, что по сравнению с этим добавляет¬ся в экзистенциальной философии, есть окончательная безусловность такого отношения, и потому то иное, к чему существование относится, в свою очередь, также заклю-чается в чем-то безусловном, к чему человек устремлен вовне самого себя и что обозначено у Кьеркегора в каче-стве Бога, у Ясперса же более общим образом — в каче¬стве трансценденции. Подобно тому как в плоскости ес-тественной жизни одновременно с Я уже всегда полага¬ется мир, точно так же и теперь в экзистенциальной плоскости в рамках такого же неделимого опыта одновре¬менно с существованием полагается трансценденция. ♦Экзистенциальное существование постигает себя лишь в своей свободе, в то время как тем же самым актом оно воспринимает иное по отношению ксебе» (III 4). «Экзис-тенциальное существование возможно лишь в отношении к трансценденции или же вообще никак» (III 6).
В этом же направлении, в свою очередь, указывает формула, вновь и вновь возникающая у Хайдеггера: «Личное бытие есть сущее, для которого в его бытии все сводится к нему же самому» (SuZ. 191, ср. 12, 322 и т. д.) (34). Здесь еще более отчетливым образом, нежели чем в обособленно взятом отношении к самому себе, находит свое выражение предельная острота экзистенциальной проблемы, в то время как с другой стороны, в плане огра-ничения до «чистой» экзистенциальной философии, со-вершается сознательный отказ от любого варианта ис-пользования внешней человеку метафизической точки
зрения. Отношение, в котором для человека все сводится к его собственному бытию, обозначается у Хайдеггера в ходе дальнейшего изложения как «забота» (die «Sorge») и помещается под этим названием в самый центр его раз¬работок в качестве такого понятия, которое охватывает остальные фундаментальные структуры человеческого бытия. При этом под «заботой», что следовало бы подчер¬кнуть особенным образом во избежание недоразумений, понимается не подверженная тревоге и угнетенности жиз¬ненная конституция человека, но характеризуемая ис¬ключительно внешним образом формальная фундамен¬тальная структура существования.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: