4.УНАМУНО

Время: 3-09-2012, 19:46 Просмотров: 1072 Автор: antonin
    
4.УНАМУНО
Прежде всего можно было бы вспомнить об испанце Уна-муно, чья «Жизнь Дон Кихота и Санчо» в ее решающих моментах сближается с изображаемой здесь фундаменталь-ной экзистенциально-философской позицией и которого, возможно, вообще следует ввести в круг рассмотрения в связи с экзистенциальной философией, поскольку его со-временник и соотечественник Ортега-и -Гассет принадле-жит к лагерю философии жизни в ее дильтеевской выдел-ке. Унамуно несколько произвольным образом трактует Дон Кихота Сервантеса как героического человека, кото-рый готов к окончательному, безусловному сподвижниче-ству (26) и потому выделяется на фоне обывательской за-щищенности в качестве дурака и мечтателя. Если безус-ловность сподвижничества в ее предельном заострении возводится здесь в ранг опасности приключения, так что почва действительности уходит из-под ног, то тем самым одновременно охарактеризовывается общая опасность любой экзистенциальной философии, которая еще будет занимать нас в рамках критического рассмотрения ниже.
В этой связи у Унамуно говорится примерно так: «Ко-нечно, встретятся люди, которые поставят Дон Кихоту в вину, что он вновь вырвал Санчо из его спокойной и не-торопливой жизни, удалил от мирного труда и обрек на разлуку с женой и детьми, на погоню за обманчивыми приключениями... Существуют мелочные души, которые в этом случае утверждают, что лучше быть сытой свинь¬ей, чем несчастным человеком; есть и такие, которые на все лады превозносят святую простоту. Но лишь тот, кто однажды познал человечность, тот предпочитает ее — бу-дучи сам глубоко несчастным — сытости свиньи. Поэтому его последователям нужно содержать души в беспокой- ствии, будоража их в глубочайших глубинах... Нужно лишать души спокойствия и разжигать в них могучую тос-ку, даже будучи убежденным в том, что они никогда не достигнут дели своего стремления. Нужно выманить Сая- чо из его укрытия, оторвать от жены и детей и вести, та-щить к поиску приключений: его нужно сделать челове-ком. Существует глубокий, самодовлеющий, внутренний покой, и этот покой достижим лишь в том случае, если от-делаться от кажущегося покоя домашнего мира и сельс¬кой жизни» .
Эти слова оказываются особенно подходящими для того, чтобы вернуться теперь к дальнейшему обсуждению экзистенциальной философии, поскольку они отчетливо показывают, как этот отрыв от любых конечных вещей приводит не к бездейственному чистому созерцанию, но именно к безусловной вовлеченности в решимости.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: