2.ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНСКОМУ ИСТОЛКОВАНИЮ

Время: 3-09-2012, 19:45 Просмотров: 830 Автор: antonin
    
2.ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНСКОМУ ИСТОЛКОВАНИЮ
Здесь было важно не столько описать эту связь с опытом на всех уровнях, сколько развить ее в той мере, насколько это необходимо для понимания фундаментального экзис-тенциального переживания (das existentielle Grunder- lebens). Если при этом по-прежнему ориентироваться на такие характеристики ракурсов понятия экзистенциаль-ного существования, как «окончательное, предельное внутреннее» (die letzte Innerlichkeit) или «глубинное, со-кровенное ядро» (das innerste Kern) в человеке, и при этом никогда полностью не избегать осторожного способа вы¬ражения, то, воспринятые дословно, они все-таки уже вновь вводят в заблуждение. Эти характеристики содер¬жат в своей основе поясняемое на примере плода простран-ственное отношение внешнего и внутреннего начал, кото-рые, полярно обуславливая друг друга, подобно ядру и оболочке, располагаются в некотором совместном про-странстве. Но существование не есть внутреннее, что в этом смысле противостояло бы внешнему, оно дается лишь посредством основополагающего прыжка, который прин-ципиально выводит за пределы этой представляемой про-странственным образом картины. Строго говоря, существо-вание находится «поту сторону» всех содержательных Дан-ных. И потому о нем также не имеется уверенного знания, которое могло бы сохраняться в качестве некоего облада-ния. Существование исчезает, как только его полагают схваченным, и присутствует лишь в бесконечном сверше-нии самого этого отрицания.
Если в качестве руководства для интерпретации пыта-ются вновь взять факт происхождения экзистенциальной философии из христианского жизнеощущения, то в слу¬чае с напряженным отношением существования ко всему тому, что в нем в итоге отодвигается в сторону как несу-щественное, речь в конце концов идет о христианском от-ношении к «миру» в самом широком смысле этого слова. Точно такое же напряжение, в каком христианская уста-новка пребывает по отношению к «мирской» культуре, со-ответственно повторяется и в экзистенциальной филосо-фии, и в исполнении экзистенциального движения в ко-нечном счете также просматривается фундаментальный христианско-религиозный опыт, разрабатывающийся в экзистенциальной философии в его всеобщей фундамен-тальной структуре, лежащей еще по эту сторону любого позитивного религиозного истолкования.
Экзистенциальное переживание, в том виде, в каком оно было описано выше, можно пояснить далее на примере ана¬логии с так называемой «негативной теологией». Подобно тому как последняя учит, что любой мыслимый предикат Бога неизбежно фальшив, поскольку, будучи определенным предикатом его бесконечности, становится конечным, и что вследствие этого непосредственно непознаваемую сущность
Бога можно постичь лишь косвенно, за счет выдвижения и последующего отрицания любого возможного о нем выска-зывания, чтобы в процессе этого отрицания постичь непос-редственно уже неизрекаемую сущность Бога, точно так же экзистенциальная философия учит, что существование про¬является в человеке лишь в реализации такого движения, в котором все возможные содержательные определения от¬водятся в качестве несоразмерных. Лишь высвобожденное в этой «негативной» процедуре и оказывается экзистенци¬альным существованием.
Однако одновременно с этим высказыванием возника¬ет и ряд недоразумений, от которых экзистенциальная философия должна категорически отмежеваться, чтобы тем самым расчистить путь для выявления в более острой форме своего собственного кредо. Указание на родство с ре¬лигиозным опытом можно использовать лишь очень осто¬рожно, поскольку этот опыт зачастую выступает в таких формах, которые, обладая некоторым формальным сход¬ством, в действительности все же развернуты совсем в дру¬гом направлении.
Только что была затронута возможность ошибочно трак¬товать высказывания об экзистенциальном существовании на манер некоего иррационализма. На самом же деле в ир¬рационализме говорится исключительно о содержательных определениях, он утверждает лишь при этом, что последние в их конкретности оказывались слишком прекрасны, что¬бы быть постигнутыми грубыми средствами понимания, хотя они вполне могли бы быть схвачены человеком в его иррациональных усилиях чувства и предвосхищения. На-против, в экзистенциальной философии говорится о насто-ящем прорыве сквозь плоскость всех содержательных оп-ределений в такое новое пространство, которое недоступно иррациональным силам в человеке настолько же, насколь-ко и его мыслительным возможностям.
Подобное размежевание повторяется и в отношении состояний мистического погружения. Пути мистики и эк-зистенциальной философии расходятся точно таким же образом. Если Майстер Экхарт и говорит об «отстранении от всех “что”» , при котором душа должна стать «свобод¬на» («ledig») даже от своих добродетелей: «душа здесь ли¬шается всего, Бога и всех созданий... все должно быть по¬теряно, душа должна стать настоем на одном лишь свобод¬ном “ничто”», то, разумеется, сходство здесь несомненно. Оно состоит в описании отрыва от всех конечных опреде¬лений. Но, несмотря на это, стоит острее подчеркнуть и различие. В мистике говорится о переживании единения человека с Богом, или же — более пантеистическим обра¬зом — о единении с космосом. Здесь исчезает граница меж¬ду человеком и Богом или между человеком и миром, еди-ничная жизнь чувствует себя растворенной в величайшей всеобщей жизни. Экзистенциальное переживание, напро-тив, испытывает этот процесс целиком противоположным образом как безжалостное отчуждение (das Fremdwerden), как отброшенность (das Zuriickgeworfenwerden) из сферы всех длящихся отношений к бытию изолированного Я, как оно выступит позже еще более отчетливым образом в опи-сании страха и отношения к смерти в характеристике по-граничной ситуации и т. д. В то время как мистическое переживание выводит к открытию окончательного рели-гиозного блаженства, экзистенциальный опыт строится на совершенно противоположной характерной почве страха и отчаяния и получает отсюда ту своеобразную остроту, которая в этом способе мистики отсутствует.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: