1.ИСПОЛНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ

Время: 3-09-2012, 19:44 Просмотров: 904 Автор: antonin
    
1.ИСПОЛНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
То, что определяет в позитивном смысле понятие экзис-тенциального существования в противоположность поня-тию жизни, нельзя запечатлеть простой дефиницией. Меж-ду тем это есть философское выражение определенного ра-дикального человеческого опыта, и потому единственно соразмерный подход здесь состоит в том, чтобы изобразить путь этого особенного опыта столь широко, чтобы затем в его живом исполнении вдруг выявилось непосредственное понимание понятия экзистенциального существования.
Итак, обозначаемое понятием экзистенциального су-ществования наиболее сокровенное ядро человека в его своеобразии выступает как нечто действительно предель-ное и безусловное в силу того, что все богатство жизненно-го содержания и жизненных отношений, все то, в чем фи-лософия жизни движется как в соразмерной ей среде, им, напротив, воспринимается в конечном итоге все еще в ка-честве чего-то внешнего, человек же, в свою очередь, обре-тает здесь совершенно новую плоскость, в которой оказы-вается в состоянии от всего этого дистанцироваться. Обо всем том, что в естественном жизненном опыте содержа-тельно принадлежит жизни, чем человек располагает и о чем в каком-либо смысле может сказать, что он это «имел бы», обо всем этом он может в соответствующие мгнове¬ния узнать, что это не принадлежит ему сущностно и мог¬ло бы быть от него отнято, не причинив тем самым вреда последнему, глубинному в нем ядру. Да, размежевываясь внутренне со всем этим в подлинном (wirklich) свершении и переживании, он обретает в самом себе окончательную уверенность и безусловность. И это окончательное, сокро-веннейшее ядро человека, лежащее «по ту сторону» всех содержательных данностей и становящееся ощутимым лишь посредством того, что все в той или иной мере содер-жательно определенное отпадает от него в качестве чего- то внешнего, это ядро обозначают в строгом экзистенци-ально-философском смысле понятием экзистенциального существования.
Так, например, — кратко намечая внутренний процесс подобной реализации — человек может открыть (erf ahren) для себя, что его имущество и столь хорошо знакомый * род¬ной» край, в котором он обычно чувствует себя защищен¬ным, внутренне становятся ему чужды и что он потерял бы самого себя, если бы «связал» с этим свое сердце (24). Соответственно, он может, например, открыть, что все при¬надлежащее ему в сфере телесного — обладание собствен¬ными конечностями, использование собственных чувств, само тело с его слабостями и недугами — сходным обра¬зом оказывается ему внешним и что в нем имеется оконча¬тельное ядро его существа, которое не может быть затро¬нутым, уменьшенным даже и при тяжелых потерях в этой области.
Уже отсюда проступает первая значительная черта су-ществования, посредством которой оно резко отличается от понятия жизни: жизнь может быть сильнее или слабее, богаче или беднее, благороднее или грубее, она может из-меняться, расти или убывать. Существование же лежит по ту сторону этих определений. Оно может быть лишь цели-ком обретено или целиком утеряно. Оно сущностным об-разом неделимо и прекращается лишь тогда, когда чело¬век мертв или же является совершенно душевнобольным.
Подобные открытия повторяются, в свою очередь, в ми-ре духа и культуры. Богатство творческих возможностей последних настолько благоприятно для движения и уси-ления жизни, настолько способно затрагивать человека
в его глубинах, что возможность открытия, свидетельству¬ющего, что и это еще является для человека внешним и что он способен здесь себя «потерять», если примет эту сферу за нечто окончательное, оказывается совсем невелика. В своей глубочайшей возможности такое имеет место даже внутри самой человеческой души. Ибо все то, чем человек обладает в качестве душевных способностей и сла¬бостей, что он развил в себе в качестве правил и навыков, вплоть до сокровенной этической сферы: что присуще че¬ловеку в виде нравственных добродетелей и испытанного характера, — даже в отношении всего этого человек еще может сделать открытие, что в основе основ это все-таки оказывается для него внешним и что в нем содержится не¬кое «свыше того», не обнаруживающееся во всех этих — привходящих или сердцевинных — определениях так-бы- тия. Если человек по-настоящему внутренне пройдет до конца весь этот путь опыта, что само по себе и непостижи¬мо, то высвободившееся в нем до известной степени за счет осаждения любых мыслимых содержательных свиде¬тельств и явится опытом существования в строгом экзис-тенциально-философском смысле.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: