4.БЛИЗЛЕЖАЩИЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ

Время: 3-09-2012, 19:43 Просмотров: 537 Автор: antonin
    
4.БЛИЗЛЕЖАЩИЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ
Экзистенциальную философию зачастую понимают невер-но, ибо в случае с понятием существования поспешно руко-водствуются внешним сходством с другим словоупотребле-нием. Экзистенциальное существование воспринимают в смысле внешнего существования человека, поскольку го-ворят о том, что он создает себе существование или вновь теряет его, иначе говоря, это понятие берут в социологи-ческом смысле некоторой определенной, достаточной для поддержания жизни хозяйственной (wirtschaftlich) пози-ции. Тем самым экзистенциально-философское высказы-вание, что экзистенциальный мыслитель сущностно занят своим мышлением, переводят в контекст хозяйственной или политической «противоположности интересов» (die «Interessengegensatze»). Так, под экзистенциальным мыш-лением вообще понимали мышление, привязанное к опре-деленному местонахождению (23), что, в противополож-ность всеобщей жизнефилософской соотнесенности с жиз-нью во всей полноте ее возможностей, подразумевало, по сути дела, внешнюю пользу или вред для мыслящего. Это понимали, в частности, в смысле такого разрушающего ил-люзии рассмотрения; которое пытается свести все высокие духовные устремления к направленности, обусловленной хозяйственными или властными мотивами.
Лишь в таком плане возможно приводить подобные ва-рианты рассмотрения в их определенных границах, в связи с собственно экзистенциальной философией, и все-таки здесь не обходится без искажений. Сходство, в известной мере способное внести в эту путаницу ясность, состоит в том, что и в экзистенциальной философии зачастую прекраща¬ются игровые возможности духовной жизни, и их место за¬нимает трезвая серьезность. Однако помимо этого существо¬вание в смысле экзистенциальной философии не имеет ниче¬го общего с подобным внешним существованием. В полную противоположность ему оно обозначает скорее предельное внутреннее ядро человека, окончательный, безусловный центр, по сравнению с которым даже и жизнефилософские свидетельства о человеке еще выглядят внешними. Зало¬женное в понятие экзистенциального существования «го¬лое “что”», которое экзистенциальная философия запечат¬левает в качестве выражения ее специфического требования именно в этом понятии, с особенной остротой подчеркива¬ет, что окончательная внутренняя действительность лично¬го бытия человека уклоняется от любого определенного со-держательного высказывания.
Данное различие содержалось и в только что совершен-ном кратком обсуждении субъективного мыслителя. Если там говорится, что он занят своим существованием или, еще точнее, что он «нескончаемо занят» им, то эта «занятость» (das «Interesse»), о которой здесь говорит Кьеркегор, сущ¬ностным образом требует единственного числа. И это явля¬ется решающим для намерения (die Absicht). И это пони¬мается не из разнообразия различных, возможно, борющих¬ся друг с другом направлений стремления, но обозначает то окончательное и безусловное, что проступает для человека в его жизни. Субъект такого «субъективного» мыслителя есть не индивидуальность в ее эмпирических различиях, а именно эта окончательная, предшествующая еще всем по¬добным различиям, исходная точка. Поскольку экзистен¬циальная философия вообще выросла на почве определен¬ного восприятия христианства, в целях ее лучшего пони¬мания зачастую оказывается полезным осветить экзистен¬циально-философские понятия через соответствующие христианские понятия, из которых они произошли, и в этом смысле занятость суще-ствованием можно понимать исхо¬дя из заботы о спасении души.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: