3.ОТНОШЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

Время: 3-09-2012, 19:41 Просмотров: 812 Автор: antonin
    
3.ОТНОШЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ
Исследовать более точным образом понятие суще-ствующе- го мыслителя у Кьеркегора здесь не стоит. Немногочислен¬ные указания должны были служить скорее единственно для того, чтобы первым, предварительным образом сделать очевидной всеобщую исходную позицию экзистенциальной философии: ущербность (die Unzulanglichkeit) мышления перед лицом противоречий действительности и его соотне¬сенность с задачами, которые произрастают из собственно¬го бытия самого мыслящего. Однако при помощи этих оп¬ределений точка зрения экзистенциальной философии была бы охарактеризована весьма скудным образом, в то же вре¬мя точно такие же формулировки могли бы быть высказа¬ны и применительно к более новой философии жизни. И фи-лософия жизни пытается принципиально тем же способом понять мышление исходя из его результата для жизни, под¬черкивая при этом недостаточность какого бы то ни было понятийного постижения перед фактом ее неисчерпаемости.
В самом деле, вплоть до этой точки философия жизни и философия существования вполне совпадают. В их изна-чальном виде они должны пониматься в качестве движе-ния, начинающегося одинаковым образом. Поэтому-то в предшествующих определениях характеристики жизни и существования могли произвольно меняться между собой местами. Лишь на почве первоначальной общности затем проступает характерное различие. Оно заключается в том, каким способом истолковано в них человеческое бытие и как оно находит свое выражение в присущих им фундамен-тальных понятиях жизни и существования. Если в поня¬тии жизни (der Lebensbegriff) значение придается богатству содержательных определений, если в нем подчеркивается момент течения и продолжающихся перемен образа и к это¬му одновременно присоединяется чувство поддержки всех отдельных жизней всеохватной совокупной жизнью (в пре¬дельных пантеистических истоках это обусловлено любой философией жизни), то в случае с понятием существования подобные содержательные определения отпадают, и оста¬ется лишь одно «голое» «что» существования, с которым и сопряжены все ее высказывания.
Соответствующее заострение против жизнефилософс-кой точки зрения проявляется и в акцентировании ущерб-ности мышления. Философия жизни прежде всего полага-ла, что мышление с его всеобщими понятиями является грубым орудием для исчерпывающего постижения действи¬тельности в полноте ее индивидуально-конкретных опре¬делений и в ее постоянно живом движении. В подобном жизнефилософском иррационализме все же еще предпо¬лагалось, что мышление могло бы согласовываться с дей¬ствительностью хотя бы приближенным образом. Экзистен¬циальная философия, напротив, открывает ущербность мышления в весьма радикальном смысле: любая попытка мыслительного прояснения приводится к неразрешимым
2О. Ф. Больнов
противоречиям, посредство^которых мышление удержи-вается в постоянном, но бесперспективном движении. «Па-радокс » означает безнадежную неразрешимость противоре¬чий, перед которыми мышление обречено на провал и от которых оно все же не может отказаться, поскольку они связаны непосредственно с решающими вопросами соб¬ственного бытия этого мышления.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: