2.КЬЕРКЕГОРОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЫСЛИТЕЛЯ

Время: 3-09-2012, 19:40 Просмотров: 847 Автор: antonin
    
2.КЬЕРКЕГОРОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЫСЛИТЕЛЯ
Лучшим введением в это новое понимание» возможно, ока* зывается кьеркегоровское понятие «существующего» (19) или «субъективного мыслителя», как он развивает его в «Завершающем ненаучном послесловии» к «Философ¬ским крохам» 1846 года . Здесь можно проследить переход от традиционного понятия существования к его новой эк- зистенциально-философской чеканке в известной мере в са¬мый момент ее возникновения. Понятие «суще-ствующий мыслитель», как и любое другое серьезное философское но¬вообразование, произошло прежде всего из совершенно оп¬ределенной ситуации противоборства и должно правильно пониматься лишь из нее, а именно из выяснения отноше¬ний с гегелевской или же вообще с идеалистическо-систе- матической философией. Это понятие является оружи¬ем (20) против понятия «абстрактный» или «систематичес¬кий мыслитель», воплощение которого Кьеркегор видит прежде всего в Гегеле, и эта вражда по отношению ко всей объективно-систематической философии остается решаю¬щей и для последующих форм экзистенциальной фило¬софии.
В проблеме «существующего мыслителя» речь идет о вопросе, каким образом мышление человека относится к его существованию (слово взято пока что в неопределенном смысле). При этом под наименованием «абстрактный» по-нимается такой мыслитель, который в своем мышлении (das Denken) движется в среде чистой мысли (das Gedanke) и бо¬лее не обращает внимания на потребности и предпосылки своего бытия. Напротив, существующий мыслитель — это тот, чье мышление обусловлено определенными задачами и трудностями его жизни, иначе говоря, чье мышление не является самоцелью, а находится на службе его существо¬вания. Абстрактный мыслитель мыслит исходя из чисто теоретической позиции и потому в своем познании остает¬ся «беспристрастным». Субъективный мыслитель, напротив, не беспристрастен, но, поскольку его мышление укоренено в особенных нуждах касающегося его жгучим образом соб¬ственного бытия, внутренне участвует в своем мышлении: «Тогда как объективное мышление равнодушно по отноше¬нию к мыслящему субъекту и его существованию, субъек¬тивный мыслитель как существующий сущностно занят (21) своим мышлением: ведь он существует в том» (VI155) .
При этом различие обеих форм мышления не следует понимать так, будто это есть противостояние равноправных типов: понятием субъективного мыслителя обозначена та-кая форма философствования, которая сущностным обра-зом соответствует человеческой жизни, в то время как объективный мыслитель от задач реальной жизни уклоня-ется. У абстрактного мыслителя бытие и мышление неиз-бежно распадаются. В то время как мышление теряется в беспрепятственном, но одновременно лишенном направ-ления пространстве бесконечных возможностей, его соб-ственное бытие остается мыслительно неоформленным. Он отстраняется от задач своего бытия и «отставляет его в сто-рону, как отставляют трость» (VII2). На этом фоне суще-ствующий мыслитель выделяется в качестве такого, в чьем мышлении речь идет о задачах самого существования.
Тем самым одновременно определена и внешняя форма философствования: систематический вид достижим лишь абстрактным мышлением, перемахнувшим через трудности и препятствия действительной жизни; ибо в реальной жиз¬ни стремление к замкнутой мысленной картине мира тер¬пит крушение в силу сопротивления действительности (22) и в силу самой природы человеческой жизни. С одной сто¬роны, так или иначе определенная в каждом конкретном случае точка зрения единичного человека с его особенны¬ми потребностями препятствует обзору целого и каждый раз обрекает этого человека на те или иные частные взгляды. С другой же стороны, само человеческое бытие создано так, что непрерывное развертывание мысли в нем оказывается невозможным. Человеческое бытие по своей сути чуждо мысли. «Суще-ствование не позволяет мыслить». Настоя-щее, действующее и решительное суще-ствование реализу-ется совершенно в иной плоскости, нежели мышление, и в момент настоящего исполнения исключает мыслительное постижение. Лишь в качестве служебного звена мышление до некоторой степени задействовано в паузах настоящего суще-ствования и посредством исполнения этого суще-ство- вания всегда разрушается вновь. Поэтому-то Кьеркегор мо-жет обобщить свое воззрение в следующих фразах: «В су-ществовании мысль находится в чуждой среде» (VII29). «Существующий... мыслит моментами, он думает до и ду-мает после. Его мышление не получает абсолютной конти-нуальности» (VII26). Да, человеческая жизнь в своем пре-дельном ядре «парадоксальна» • Именно в ее решающих воп¬росах обнаруживаются те противоречия, перед которыми немощь (die Ohnmacht) мышления становится очевидна и посредством которых мышление удерживается в неустан¬ном страстном движении.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: