1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Время: 3-09-2012, 19:39 Просмотров: 2400 Автор: antonin
    
1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Понятие экзистенциального существования (der Begriff der Existenz) в том виде, в каком оно лежит в основе экзи¬стенциальной философии, представляет собой мысли¬тельное выражение совершенно определенного решающе¬го переживания в человеке, которое выделяется из всех моментов неопределенности и нерешительности осталь¬ной жизни характером неоспоримой окончательной от¬решенности (die Letzthinnigkeit). В дальнейшем такое пе¬реживание могло бы кратко обозначаться как «экзистен¬циальное переживание» («existentiellesErleben»). Поэто¬му четкое постижение этого своеобразного переживания и основанного на нем понятия экзистенциального суще-ствования является обязательной предпосылкой для яс-ного понимания экзистенциальной философии. Хотя по-нятие существования и укоренено глубоко в истории за-падноевропейской мысли, оно было затем воспринято и развито экзистенциальной философией в особенном, при-сущем лишь только ей смысле.
Таким образом, это понятие существенно отличает¬ся от того значения, которое оно имело в философии прежде и которое, распространяясь, перешло в ежеднев-ное словоупотребление. Оттого-то подобное разграниче-ние особенно важно произвести с самого начала, ибо здесь легко возникает и фактически постоянно соверша-ется путаница, из-за которой соответствующее понима¬ние экзистенциальной философии становится уже невоз-можным.
Экзистенциально-философское понятие существова¬ния в конечном счете восходит, естественно, к давнему различию между понятиями essentia и existentia (16) су-щего (das Seiende). Эссенция, как известно, выражает то, что есть нечто (was etwas ist), то есть то, что составляет содержательные определения этого сущего. Итак, эссен¬ция обозначает так-бытие (das So-sein), или точнее: суще-ственное (17) так-бытие (das Sosein), которое остается лишь в результате исключения всех случайных опреде- Лений-так-бытия, или коротко: сущность вещи Экзистен¬ция, напротив, ориентируется на то, что нечто есть (das etwas ist), иначе говоря, что действительно имеется вот это, созданное так или иначе сущее.
В противоположность полноте содержательных опре-делений здесь говорится исключительно о моменте «го-лого» «что» (18). Таким образом, экзистенция обознача¬ет бытие в смысле вот-бытия (Da-sein), или же — если брать в неопределенном современном смысле — реаль¬ность (die Realitat) данного сущего.
Однако затем понятие существования решительным образом подвергается новой чеканке в экзистенциальной философии. Прежде всего оно так сокращается в своем объеме, что в ней оно может применяться лишь к челове-ку. Итак, на языке экзистенциальной философии суще-ствование всегда и неизбежно обозначает человеческое су-ществование. Но с подобным сужением объема одновре-менно значительно изменяется и содержание понятия, в результате чего складывается определенность нового рода.
Экзистенциальное существование предполагает те¬перь человеческое бытие в том совершенно определенном истолковании, как оно вырастает на почве экзистенциаль-ного переживания. За счет этого образ человека в экзис-тенциальной философии существенно отличается от пред-шествующих ей форм идеалистической и гуманистичес¬кой философии.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: