3.ЦЕЛЬ И МЕТОД ИЗЛОЖЕНИЯ

Время: 3-09-2012, 19:38 Просмотров: 905 Автор: antonin
    
3.ЦЕЛЬ И МЕТОД ИЗЛОЖЕНИЯ
Понимание экзистенциальной философии с самого нача¬ла сталкивается с определенными трудностями. Невоз¬можно просто взять за основу замкнутую группу экзистен-циальных философов и исходя непосредственно из них получить единую картину, ибо в случае со всеми, подпада-ющими под рассмотрение, речь всегда уже идет о совер-шенно различных самобытных усовершенствованиях и преобразованиях, понимающихся скорее не из исходного смысла понятия существования, а из особенного намере-ния каждого отдельного философа. Отчасти даже откло-няется само название «экзистенциальная философия*. Следовательно, необходимо попытаться составить из твор-чества отдельных мыслителей замкнутую картину экзис-тенциальной философии, для чего следует дистанциро-ваться от особенностей самобытного развития каждого из них в отдельности и в целостности его философствования вновь выделить тот специфический экзистенциально-фи- лософский момент, посредством которого это философство-вание согласовывается с другими.
Однако с формальной точки зрения это приводит к кру-гу. С одной стороны, к отдельным философам необходимо приложить масштаб «чистой» экзистенциальной филосо-фии, дабы определить, что следует у них рассматривать в качестве относящегося к этой сфере и что следует отде¬лить в качестве стремлений иного рода, с другой же сторо¬ны, понятие экзистенциальной философии можно полу¬чить лишь из анализа их творчества. Подобный способ дей¬ствия (das Verfahren) вообще имеет шанс на успех лишь в том случае, когда за основу пытаются (с известной про-извольностью) взять наличествующий у экзистенциаль¬ных философов совокупный материал, чтобы затем в его последовательном продумывании получить вытекающие из присущего этим философам понятия существования следствия, образующие такое целое, которое базируется уже не на апелляции к тому или иному отдельному мыс-лителю, а лишь на внутренней замкнутости возникающей подобным образом взаимосвязи идей. Осуществимость та-кого «идеально-типического» метода в итоге одновремен¬но дает доказательство как собственной правомочности, так и реального внутреннего единства собранных здесь под рубрикой экзистенциальной философии мыслителей.
В этом смысле надо попытаться набросать такую кар-тину экзистенциальной философии, материал для которой будет взят из сочинений различных представителей — прежде всего Ясперса и Хайдеггера, отчасти также Кьер-кегора, что в сравнении с используемыми при разграниче-ниях установками получается независимым образом из внутренней логики самого дела. При этом следует созна-тельно отстраниться от всех попыток преобразования и усовершенствования, наблюдаемых как у уже названных, так и у присоединившихся к ним с тех пор новых мысли-телей, чтобы разработать основные идеи экзистенциальной философии сперва в их совершенной чистоте. При этом в природе требуемого схематизирования заключено, что изложение, хотя оно и основывается вплоть до деталей на трудах названных философов, ради достижения общей картины все-таки должно дистанцироваться от движения мысли каждого в отдельности.
Поэтому дело должно состоять не в том, чтобы, непос-редственно ратуя за экзистенциальную философию, нахо-дить для нее новых приверженцев или же критически с ней дискутировать, а в том, чтобы, предваряя как первое, так и второе, хотя бы раз сделать на данный момент очевид¬ным ее собственный результат, тем самым создав предпо¬сылку, которая впервые предоставит возможность любой плодотворной дискуссии.
В свете этого объяснения все сводится к тому, чтобы выделить первоначальный облик экзистенциальной фило-софии, поневоле даже с известной жесткостью, из всех на-слоений и усовершенствований. При этом окажется целе-сообразным постоянно ссылаться в ходе изложения на первоначальную близость и историческое родство экзис-тенциальной философии с философией жизни, чтобы тем острее выделить ее неповторимую особенность из общнос¬ти связывающих их исходных установок. В противополож¬ность тому пренебрежительному тону, который обыкнове¬нен у иных приверженцев экзистенциальной философии в отношении философии жизни, вопрос состоит в том, что¬бы сделать отчетливым внутреннее единство обоих движе¬ний1 и затем отделить характерный результат экзистен¬циальной философии от ее укорененности в философии жизни.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: