2.ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Время: 3-09-2012, 19:37 Просмотров: 876 Автор: antonin
    
2.ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Если попробовать проиллюстрировать экзистенциальную философию именами определенных типичных представи-телей, тотчас же сталкиваются с известной трудностью. Ее ведущими представителями в философском плане высту-пают прежде всего Хайдеггер и Ясперс. Однако помимо этого экзистенциальная философия находится в тесной взаимосвязи с известными течениями теологической мыс-ли своего времени, прежде всего с так называемой «диа-лектической теологией». Наконец, коснувшись мира ху-дожественной литературы, можно было бы указать и на некоторые поздние произведения Рильке, на вышедшие в двадцатые же годы романы Франца Кафки «Процесс» и «Замок» (из прочих его текстов — в первую очередь, на том литературного наследия «На строительстве Китайской сте-ны»). Включение их в широкий контекст экзистенциаль¬ной философии совершается по праву не только исходя из самого существа дела, в силу значительного соответ¬ствия решающего опыта жизни и объяснения мира (10);
оно обусловлено, кроме того, и генетически — из общего истока в Кьеркегоре. У Кафки это отношение к Кьеркего-ру обнаруживается с очевидностью; неоднократно, особен-но в своих «Дневниках», он обращается к Кьеркегору, пытаясь на свой лад продолжить движения его мысли. Однако и Рильке, пусть до сих пор это принималось во вни-мание меньше, решительно испытал влияние Кьеркегора. Из писем поры его пребывания в Швеции явствует, какое потрясающее впечатление произвел на него Кьеркегор; он учит датский, чтобы читать его дневники, и проникновен¬но рекомендует это своим друзьям; «Мальте Лауридс Бриг- ге», чей герой также не случайно родом с севера, является поэтической полемикой с Кьеркегором, в то время как пос-ледующие стихотворения, прежде всего «Дуинские эле-гии», в их общечеловеческой обязательности познают то, что в «Мальте», возможно, должно было еще казаться гра-ничащей с чем-то болезненным особенностью отдельного человека. Отсюда совершенно понятен сохранившийся от-зыв Хайдеггера, что «Дуинские элегии» высказывают в поэтической форме те же самые мысли, которые он раз-рабатывал философски в своих трудах . Сходным обра¬зом Урс фон Бальтазар в последнем томе его великого «Апокалипсиса немецкой души» мог затем объединить Рильке и Хайдеггера в обоюдном освещении некоторой общей картины.
И все же при рассмотрении экзистенциальной филосо-фии довольно трудно опираться на эти имена в каком-либо обязательном смысле. Ближе всего здесь оказывается Яс-перс, который вполне определенным образом принимает название экзистенциальной философии и, еще завершая три франкфуртские лекции , озаглавленные «Экзистен-циальная философия», признает в них себя причастным к этому имени. Однако даже у Ясперса последним нельзя обозначить целое его философии» в собственной же мета-физике он совершенно недвусмысленно выходит за пре-делы «чистой» (11) экзистенциальной философии, что лучше всего находит свое выражение в строении его глав-ного труда , где «Разъяснение существования» («die Existenzerhellung») (12) образует лишь средний том меж¬ду двумя другими — «Философской мироориентацией» («Philosophische Weltorientierung») и «Метафизикой» («Metaphysik»). Лишь в этой метафизике, не воспринима-емой более в качестве следствия из экзистенциально- фи-лософского начинания, философия Ясперса обретает свое завершение.
Хайдеггер же, характеризуя собственные философские устремления, категорично отстраняется от выражения «экзистенциальная философия» и, озаглавив их «Онтоло-гия человеческого бытия» («Ontologie des menschlichen Dasein»), четко отличает их от «голой» экзистенциальной философии. Он подчеркивает, что все те настойчивые ис-следования человеческого бытия, которые он проводит в своем (известном пока что лишь в качестве первой вышед-шей половины) труде «Бытие и время» и которые, с точки зрения содержания, вполне заимствованы из круга про-блем экзистенциальной философии, ничуть не были ори-ентированы на ее конкретные жизненные установки, что он вообще держался в отдалении от любой этической или же только антропологической постановки вопроса. Исклю-чительно на пути построения универсальной онтологии он, исходя из методических соображений, должен был пред-послать таковой вначале онтологию человеческого бытия в качестве основывающей ее «фундаментальной онтоло¬гии» (die « Fundamentontologie » ), Поэтому последняя и оп-ределялась преимущественно разработкой, выглядящей чисто формально, структуры личного бытия, необходимой для обоснования всеобщего вопроса о бытии , Стало быть, и мысль Хайдеггера, которая, казалось бы, должна была в первую очередь находиться в непосредственном родстве с экзистенциальной философией, также сворачивает в со-вершенно иное направление всеобщей онтологии.
Нечто похожее наблюдается и в отношении опять-таки весьма различных между собой параллельных экзистенци-альной философии теологических выступлений, среди ко-торых, если брать в протестантском плане, можно было бы вспомнить о К. Барте, Бруннере, Бультмане, Гогартене и др., в католическом — о Гвардини, Прживаре, Хэкере или П. Вусте, последний из которых для обозначения сво¬его творчества даже вполне определенным образом при¬менил название «экзистенциальная философия» . Впро¬чем, все они, в свою очередь, в христианском опыте веры уже были причастны к тому более общему целому, в ко¬тором экзистенциальная философия (или соответствую¬щий ей жизненный опыт) образует, хотя и решающую, но все же вполне определенную составную часть, свыше которой к подлинно религиозной позиции затем приво¬дит лишь окончательный шаг веры. И этот шаг вновь не может постигаться исходя из «чистой» экзистенциальной философии.
Подобные ограничения еще более отчетливы в случае с привлекавшимся для сравнения поэтом Рильке. Речь идет не только о том, что поэтическое представление как таковое уже делает проблематичным сравнение с опреде-ленными философскими идеями, но и вне зависимости от этого соображения видно, что с экзистенциальной фи-лософией могли бы в известной мере связываться лишь некоторые стороны духовного мира Рильке — прежде всего та острота, с которой он выставляет «незащищенность» (14) человеческого бытия. Однако уже в ином отноше¬нии — в своеобразном, простирающемся в космической среде миро- и жизнеистолковании — он выходит далеко за пределы понимаемой на экзистенциально-философский лад сферы .
Таким образом, везде присутствует один и тот же опыт: если экзистенциальную философию пытаются свести к ка-кому-либо показательному для нее представителю, то она выскальзывает из рук. У каждого в отдельности она явля-ется лишь частью того обширного целого, которое само больше не должно постигаться исходя из экзистенциаль-ной философии. И этот примечательный опыт не случаен, но обнаруживает уже, если его правильно понимать, су-щественную черту экзистенциальной философии. Соб-ственно, «чистой» экзистенциальной философии не суще-ствует вовсе. Это обстоятельство, первоочередно оказыва-ющее в качестве специфической трудности сопротивление постижению экзистенциальной философии, укоренено глубоко в ее внутренней сущности и должно пониматься лишь отсюда. Согласно этой сущности, на экзистенциаль-ной философии нельзя останавливаться, ее нельзя расши-рить до некоего целого философии, не выйдя вновь в ка-ком-либо месте за ее пределы. По своей сути экзистенци-альная философия есть пролог к углубленному пониманию философствования. Более того, она — единственный путь к окончательной радикализации философии. Но вместе с тем она неминуемо вытесняется за свои пределы (15) к всеобъемлющему истолкованию жизни, которое в этом случае более не может постигаться из «чистой» экзистен¬циальной философии. Во время ее первого выступления эта связь, возможно, зачастую забывалась. Сегодня же она отчетливо проступает в результате образовавшегося с тех пор значительного временного промежутка и при откры¬тии перспектив дальнейшего развития. И потому это обстоятельство, ставшее очевидным прежде всего при взгляде на кажущиеся случайными особенности творче¬ства отдельных философов, стоит осмыслить глубже, из самой сущности экзистенциальной философии. Постиже¬ние этой связи — одна из существеннейших задач, постав¬ленных себе данным сочинением.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: