Предметный указатель

Время: 3-09-2012, 17:01 Просмотров: 678 Автор: antonin
    
МЕЖДУ НАМИ, ГИДАМИ...
«А, это опять вы, ребята. С первой главы вас не видел. Полагаю, все это время вы сидели здесь, в
этом кафе? Как это вы смогли собраться вместе? Неужели мир?»
«Да, сидели, внимательно слушали все, что вы говорили», — откликается один из них, на груди
которого табличка с надписью Les tours de postmodernisme.
«И некоторые вовсе не в восторге,—добавляет другой. — Во-первых, вы увели всех наших
клиентов. Едва ли кто-то остался, кото можно было бы провести го миру постмодерна. Пришлось
друг для друга бесплатные туры проводить».
«Хуже того, — в разговор вступает человек с бейджиком Popular PoMo Tours — вы представили
крайне однобокую картину! Неужели вы не сознаете, что почти ничего не сказали о Мишеле Фуко
и Жаке Лакане, двух наиболее видных посгсгруктуралистах? И очень мало было сказано о
культурологических исследованиях...»
«Но я никому и не обещал экскурсии по постструктурализму. Кроме того, разве это не
специализация вашего друга, сидящего рядом? Если бы я попытался это сделать, то мало что смог
сказать бы о Фуко и Лакане. Я действительно хотел бы гораздо более подробно остановиться на
политике в эпоху постмодерна. Рассчитывал, что останется время представить Жан-Люка Нанси с
его теорией общества и Юргена Хаберма-са с его мыслями о коммуникации. Я также хотел бы,
чтобы у меня было время поговорить о психоанализе — не только о Лакане, но и о Юлии
Кристевой, Николасе Абрахаме и Марии Торок. Я задумывал очертить полный круг аспектов
постмодерна, но выбился из ритма».
233
Заключение
«Слишком много времени отвели Бланшо, которого едва j ли можно считать постмодернистом...»
«...и даже аналитическим философам, вроде Куайна и Дэвидсона. Как вы могли?! Разве не
помните, что Куайн возра- * жал против присвоения Дерриде звания почетного доктора
Кембриджского университета?»
«Никто точно не знает, где проходит граница, разделяющая модерн и постмодерн. Мне захотелось
включить в рассказ Бланшо, поскольку он оказал сильное влияние на Делеза, Фуко и Дерриду. Их
имена вы слышите все время, а имя Бланшо упоминается крайне редко. Но его фигура
действительно важна. Аналитические философы? Я считаю, что разделение европейской
философии и аналитической философии ошибочно, в большей степени обусловлено
мировоззрением, а не серьезными интеллектуальными аргументами. Люди, читающие Хайдегтера,
сетуют на господствующий в Принстоне культ талантливости, а те, кто почитают Дэвида Льюиса
и Сола Крипке, жалуются на туманность языка Дерриды. Если именно это дают долгие годы
изучения философии, проклятье на оба ваши дома!»
«Теперь мы уже не говорим столько об аналитической философии. Сегодня на повестке дня —
иостаналитическая философия».
«Извините, кто вы? Не помню, чтобы встречал вас в этом кафе. Можете убрать руку, чтобы я
увидел вашу карточку? Спасибо. А-а, теперь вижу: "Критический реализм, или Что придет после
ПоМо". Я слышал о вас, ребята. Так чем вы занимаетесь?»
«Мы организуем туры по прагматизму и науке, человеческому бытию и социальной структуре и в
целом по философии. Между нами существуют разногласия по самым разным вопросам, как это
обычно бывает между философами, но в одном мы едины — все мы реалисты. В отличие от
некоторых постмодернистов мы не считаем, что реальность

формируется языком, идеологией, метафорой или обществом. И мы действительно стараемся
писать понятно».
«Вы говорите так же, как мои преподаватели философии четверть века назад. Так что нового?»
«Думаю, многие из нас согласятся, что эмпиризм и позитивизм не указывают нам путь вперед.
Мы, вероятно, испытываем меньший интерес к теории познания, чем ваши учителя, и вы,
возможно, отметите, что мы гораздо больше говорим об онтологии, а не об эпистемологии».
«Да, разница есть. Я помню много семинаров о знании и совсем немного о бытии».
«Можно и мне кое-что сказать? Спасибо. Чем говорить о книге, которую вам не удалось написать
и в которой вы окончательно увязли бы во всей этой аналитической философии, скажите, почему
вы проигнорировали женщин-постмодернисток, включая немалое число представительниц
третьего мира?»
«Вы правы. О них сказано не много. Как я только что говорил, я хотел написать о Кристевой и
Торок, и, если бы писал о постмодернистском феминизме, пришлось бы кое-что сказать и о
Мишель Ледоефф. Хотел я поговорить и о постмодернистской африканской философии. Не
забывайте, однако, что я сразу предупредил: в фокусе моего внимания будут постмодернизм и
религия».
«Вы сказали также, что не являетесь безусловным сторонником постмодернизма. Не помню
только, чтобы что-то было сказано о тех, чьи работы вам не нравятся».
«Не помните? Но кое-что проскальзывало то здесь, то там. Вы, вероятно, пропустили. Я собирался
что-нибудь сказать о поэтах Я-3-Ы-К-А, но то доброе, что во мне есть, победило. Как только что
заметил ваш приятель, я ничего не сказал о более частных культурологических исследованиях.
Будь у меня больше времени, я предпочел бы погово-
235
Заключение
рить об эко критике: постмодернизм обретает одно из крайних своих выражений в теме природы. Я
попытался так или иначе это отметить, однако тема заслуживает отдельной книги. Впрочем, мне
некогда долго беседовать. Мне еще нужно подготовиться к завтрашнему семинару. Увидимся. ]
Пока. Всем спокойной ночи...» J
«Погодите-ка, разве это не откровенно модернистская ма-; нера поведения? Странный способ
завершения экскурса по постмодернизму!»
«Вы правы. Полагаю, мне следовало закончить какими-то словами о фрагментах, восстановлении
разрушенного и всем таком».
«Ну вот, теперь вы выглядите просто смешно!»
«Эй, вернитесь! Нет, бесполезно, ушел. Ладно, хватит с меня этого парня. Ну что, еще по
стаканчику? У нас есть, по крайней мере, полчаса до следующего тура».
Lopez, Jose and Garry Potter, eds. After Postmodernism: An Introduction to Critical Realism. London:
The Athlone Press, 2001.
Potter, Garry. The Bet: Truth in Science, Literature and Everyday Know'ledge. Brookfield: Ashgate, 1999.
Woodisiss, Anthony. Social Theory after Postmodernism. London: Pluto Press, 1990.
Cogito (лат. «я мыслю») — сокращенный вариантзнаменитого Декартова ответа на агрессивное
наступление скептицизма: cogito ergo sum — «мыслю, следовательно, существую».
Difference — предложенный Дерридой термин, отражающий бесконечный процесс
дифференциации и отсылки. Он обозначает как условие возможности существования концепций,
так и условие невозможности для любой концепции быть идентичной самой себе. Differапсе не
является твердой основой и не может быть представлен в качестве таковой. См.
Трансцендентальный, в особенности квазитрансцендентальный.
Ероспе — термин Гуссерля, означающий отказ от всякого естественного подхода к реальности, то
есть от «здравого смысла.». Переключаясь на epoche, вы отбрасываете все те теории, которыми мы
обычно пользуемся для осознания опыта. См. Феноменология, Интенциональ-ность и Редукция.
Trace — хотя слово играет свою роль в рассуждениях таких разных философов, как Плотин и
Фрейд, и было введено в обиход Левинасом, в наши дни оно известно главным образом как
элемент лексикона Дерриды. Никакой абсолютно единичный предмет не может появиться без
риска превратиться в объект повторения. В сущности и без эмпирического повторения предмет
все равно делится саиой возможностью повторения. Таким образом он лишается абсолютного
свойства единичности самим фактом своего появления, после чего остается лишь la trace, след,
этого абсолютного свойства.
237
Глоссарий

Аллегория — нарратив, различные события которого могут j| быть реконструированы как второй,
«более высокий» нар-j ратив. Например, «Процессия паломников» Джона Бань-1 яна (Bunyan J.
Pilgrim s Progress). Аллегорезис — подход I к интерпретации, иногда также именуемый
аллегорической герменевтикой: значение текста устанавливается вне текста как отдельный
дискурс. Из числа постмодернистских литературных критиков с аллегорией в первую очередь
ассоциируется имя Поля де Мана. См. его «Аллегории чтения» {de Man P. Allegories of Reading,
1979).
Бедствие—для Бланшо это в первую очередь Холокост. Кроме того, этим словом обозначается
старая для него тема вмешательства в нашу жизнь Внешнего. Это вмешательство Г возникало и
существовало всегда: мы выброшенц во Вселенную, которая, строго говоря, не может
рассматриваться как нечто единое, и в ней нет звезды, возвещающей о рождении Мессии. Мы
живем в двух измерениях: в одной ищем смысл, путь и единство, а в другом обречены на
отсутствие смысла и пути, на отношения без отношений. В этом нейтральном измерении мы
тяготеем к Внешнему. См. Отношения без отношений и Внешнее.
Внешнее — термин Мориса Бланшо, иногда употребляемый им с большой буквы и указывающий
на неприятное ощущение пространства, посещающее автора и мешающее ему в процессе
литературного труда. С появлением Внешнего человек оказывается вовлеченным в сферу образов
и утрачивает всякое чувство жизни от первого лица в единственном числе. См. также Отношения
без отношений.
Герменевтика — теория интерпретации. Термин происходит от имени греческого бога Гермеса,
передававшего (и иногда трактовавшего) послания богов Олимпа смертным. Отцом современной
герменевтики считается
238
ill
Глоссарий
Фридрих Шлейермахер (1768-1834), чьи идеи были переосмыслены и развиты Вильгельмом
Дильтеем (1833— 1911). Хайдеггер разрабатывал несколько аспектов герменевтики, а его бывший
студент Ганс-Георг Гадамер (1900-2002) — основной представитель философской герменевтики.
Гностицизм — религиозно-философская система, проповедующая освобождение духа через
знание, гносис. Гностицизм сводит воедино магию, мифологию и философию и в первые столетия
нашей эры представлял серьезную угрозу для христианства. Симптомы гностицизма можно
отметить в духовных исканиях нью-эйд-жа.
Гуманизм — термин появляется в эпоху Ренессанса в Италии и ассоциируется с мыслящим
человеком в контексте природы и истории. Во времена Ренессанса гуманизм не был ни в целом
антирелигиозным, ни антихристианским в частности. В интерпретации Жан-Поля Сартра,
впрочем, гуманизм означает предшествование существования сущности человеческих существ, то
есть отсутствие в нас сущностной природы. Гуманизм, по Сартру, несовместим с существованием
Бога, в глазах которого мы пали с вытекающей из этого необходимостью искупления греха.
Хайдеггер утверждал, что гуманизм в корне ошибочен, поскольку пытается рассматривать
«человеческое существо» как рационально действующее животное, а не одинокое существо, для
которого бытие представляет проблему.
Деконструкция — производный от Destruktion Хайдегге-ра термин Дерриды, указывающий на
способы формирования дискурса из ряда более ранних дискурсов и вскрывающий наличие
разного рода совмещений и сглаживаний. Не будучи ни методологией, ни набором тезисов,
деконструкция для ее использования не может
239
Глоссарий
быть изолирована. Не исходит она и просто из внешнего по отношению к тексту, как в случае с
традиционной «критикой». Скорее уж она кроется в шероховатостях текста и улавливается
бдительным читателем. Возникающий из текста намек на деконструкцию фиксируется читателем
и порождает модель двойного утверждения («да, да»). Деконструкция выполняется многими
способами, хотя ряд прочтений Дерриды считаются образцовыми. См. «Аптеку Платона» (Derrida
J. Plato s Pharmacy) в его «Рассеивании» (Dessimenation, 1981), «Подпись события контекст»
{Signature Event Context) в «На полях философии» {Margins ofPhylosophy, 1982), а также
«Грамматология» {OfGrammatology, 1976) и «Из духа» {Of Spirit, 1989).
Желание — понятие определяется по-разному. Для Лакана желание —разница между тем, что
субъект может осуществить, и тем, что неосуществимо никогда. Субъект требует, чтобы другой

человек отдал ему себя полностью, но это невозможно и желание не будет устранено. В представлении Делеза и Гаттари, желание как отсутствие чего-либо — симптом эдипова семейства. Я, например, желаю груди своей матери, но, поскольку я не могу ее иметь, остается сублимировать желание через самоидентификацию с отцом и стремление к социальному успеху. Если выйти за рамки эдипова семейства, говорят Делез и Гаттари, мы можем осмысливать желание иначе, чем отсутствие или потребность. Можно воспринимать свободный поток желания как предпосылку любых потребностей, как нечто существовавшее до человека. Жизнь — процесс головокружительных превращений, что логически отлично от превращений любого отдельно взятого живого существа. Так, для Дерриды желание не связано с отсутствием или нехваткой чего-либо, а представляет собой заявление. 240
Глоссарий
Идеализм — философское направление, согласно котором) сознание или разум составляют основу реальности, Хотя термин сравнительно недавний и возник не раньше XIX1., концепция приписывается гораздо более ранним мьголи-телям, вплоть до Платона. Однако Платон не считал, что реальность создается сознанием или разумом; по его мнению, она постигается интеллектом посредством осознания универсалий (белизна, а не этот белый кусок мела), Позднейшим величайшим идеалистом был Гегель, хотя не менее выдающимися философами, мыслившими в том же ключе, были и Фихте, и Шеллинг.
Инаковость — отличительность бытия, вплоть до выхода м рамки бытия или прекращения существования. Теологи говорят об инаковости Бога, а некоторые постмодернистские этики, такие как Бланшо и Левинас, — об инаковости другого человека.
Интенциональность — термин, заимствованный Гуссерлем через его учителя Франца Брентано из средневековой философии и обозначающий основополагающую характеристику сознания, а именно то, что всякое сознание непременно на что-то обращено. Сознание — не некое внутреннее состояние, а действие. Когда вы чего-то желаете или что-то воспринимаете, вы делаете это частью своего опыта и обращаетесь как к части доступного целого. Ощутить наши интенциональные отношения с миром мы можем, прибегая к epoche и феноменологической редукции. См. Epoche, Феноменология и Редукция,
Итерабельность—введенный Дерридой термин означает общее состояние: повторение ведет к дифференциации, а не к усилению тождественности самому себе. Согласно проведенному Дерридой анализу ни один знак не имеет своего исходного значения; каждый знак всегда был объектом процесса итерабельности. См. Differance и Trace. 241
9 - 2604
Глоссарий
Каббала — изотерические учения иудаизма, и в частности иудейского мистицизма. В отличие от
христианских мистиков последователи каббалы редко стремились к единению с Богом. Предмет
их интереса в большей степени — толкование Торы. Для каббалистов Моисеевы законы —
неисчерпаемый источник символов, которые при правильном их прочтении открывают значение
реальности. В рамках современного критицизма Гарольд Блюм пытался возродить каббалу как
модель продуктивного чтения (или, по его выражению, неправильного чтения). См. «Каббала и
литературная критика» {Bloom H. Kabbalah and Criticism, 1984).
Канон (от греческого капоп, означавшего тип измерительного инструмента) — совокупность
библейских текстов, признаваемых церковью богодухновенными. В литературе канон автора
представлен его подлинными произведениями. В более общем смысле, когда литературные
критики говорят о каноне, скажем, английской литературы, они имеют в виду работы, признанные
самыми значительными и авторитетными. В наши дни, когда канон со всех сторон подвергается
критике, «канонический критицизм» — конек Гарольда Блюма. Его чувство каноничности в
большей степени отмечено древнееврейским, а не греческим пониманием процесса формирования
канона. См. его «Западный канон» {Bloom H. The Western Canon, 1994).
Киборг — человеческое существо, функционирование которого отчасти или полностью зависит
от электронного чипа или другого устройства неорганической природы.
Метафизика — для Аристотеля то, что в правильном курсе обучения следует за физикой. Это
изучение бытия как бытия и затрагивает суть бытия, возможность и действительность, единство, а
также идею перводвигате-
242
Глоссарий

ля. Поздние классические и средневековые философы понимали под метафизикой изучение
реальности, не вписывающейся в категории природы (см. «трансцен-денталии» в
Трансцендентальном). Благодаря Канту метафизика начинает рассматриваться как размышление о
материях, которые не могут быть исследованы средствами естественных наук. В начале 1930-х
годов Хай-деггер объявил о конце метафизики: Ницше был последним философом,
предложившим в этой области нечто оригинальное. Все, что остается, полагал Хайдеггер, это
преодолеть метафизику, что можно сделать, вернувшись к ее основе и положив начало чему-то
новому. Возвращаясь к основе метафизики, мы обнаруживаем, что она формировалась как
онтотеология. Деррида предложил выражение «метафизика присутствия» и предпринял попытку
деконструкции метафизики. См. Деконструкция, Онтотеология и Присутствие.
Нигилизм — термин образован от латинского nihil, «ничто», и сначала применялся в отношении
русских мыслителей XIX в., считавших, что традиционные ценности должны быть подвергнуты
максимально суровому испытанию. Ницше заимствовал термин и использовал для характеристики
исторического процесса — девальвации всех ценностей, — который необходимо переломить.
Хайдеггер в своей книге «Ницше» (Heidegger M. Nietzsche) предложил глубокое обсуждение
нигилизма, а Бланшо размышляет над ним в своем «Бесконечном разговоре» (BlanchotM. The
Infinite Conversation).
Нравственный закон — сформулирован Кантом в «Критике практического разума»: «Действуй
так, чтобы максима твоей воли всегда была соблюдена, в том числе как принцип,
устанавливающий универсальное право». Максима для Канта — «субъективный принцип воли».
243
Глоссарий
Например, я могу захотеть солгать, чтобы спасти свою репутацию, но если я сопоставлю свою
максиму с нравственным законом, то пойму, что не смогу ею воспользоваться для установления
универсального права. Как бы мне сейчас ни хотелось солгать, я не считаю, что все должны иметь
возможность лгать ради спасения репутации.
Онтология — от греческого to on, «тот, что есть». Онтология — это изучение бытия. Термин
входит в европейскую философию в XVII в. и сегодня ассоциируется главным образом с проектом
фундаментальной онтологии, изложенным Хайдеггером в труде «Бытие и время» (Heidegger M.
Being and Time, 1927). Фундаментальная онтология предлагает анализ Dasein, «бытия в мире», с
перспективой постановки вопроса о значении бытия. Хайдеггер отказался от фундаментальной
онтологии, однако остался верен делению на существующее (касается живых существ) и
онтологическое (касается бытия). Из аналитических философов наибольший интерес к онтологии
проявлял Куайн, хотя и дистанцировался от значения, которым наделил слово Хайдеггер. Термин
также используется в современной теологии без всякой связи с Хайдеггером. В частности,
тринитарная теология посвящена бытию Бога в его триединой сущности Отца, Сына и Святого
Духа.
Онтотеология — впервые термин был использован Кантом для обозначения попыток
размышления о Боге с позиций чистого разума. Кант признал такого рода попытки бесплодными.
Хайдеггер придал термину новый смысл. Поскольку онтология — теория бытия, а теио-логия —
сказание о высшем существе (по-гречески — theion), онтотеиология (так должно писаться это
слово) обеспечивает структуру метафизики: связывание вое-
II
Глоссарий
дино общих черт бытия и изучение высшего существа. Таким образом, метафизика в понимании
Хайдеггера объединяет живые существа в единое целое, основу которого составляет бытие.
Заметьте, что и для Хайдеггера, и для Дерриды онтотеология вытекает из философии, а не из
религии, хотя некоторые христианские теологи также занимались развитием онтотеиологичес-ких
тезисов.
Отношения без отношений — Морис Бланшо использует это выражение для обозначения бытия
в рамках отношений, не ориентированных ни на диалектику, ни на слияние. В этом третьем типе
отношений, как их еще иногда называют, человек приобретает цельность и раздвоенность из-за
чувства безграничной ответственности за другого человека. Оба лица не могут образовать
никакого единства. См. также Внешнее.
Постструктурализм — широкий спектр рассуждений, родившихся в дискуссиях о структурализме
и в отступлениях от него. Наиболее часто упоминаемые в этой связи имена — Делез, Деррида и
Лакан, хотя ни один из них не соглашался с ярлыком постструктурализма. Некоторые течения

феминизма, психоанализа и марксизма в той или иной степени постструктуралистские.
Прагматизм — философское течение с центром в Соединенных Штатах; основные представители
— Чарлз Пирс, Уильям Джеймс и Джон Дьюи. Оказал влияние на У. В. О. Куайна, а сегодня
наиболее известный и последовательный его проводник Ричард Рорти. В современной дискуссии
прагматизм утверждает свою позицию в отношении теории. Оправданность теории, утверждают
прагматисты, оценивается в терминах соответствия нашим потребностям. Полезность, а не
абстрактная истина — вот основной критерий, которым
245
Глоссарий
руководствуются прагматисты при рассмотрении любого дискурса.
рисутствие — говоря о присутствии, Хаидеггер пользуется несколькими немецкими словами: Der
Augenblick, Anwesen, Anwesenheit, Gegenwart, Prasenz. Он критически относится к любой мысли,
превращающей переход бытия в состоянии присутствия в застывшее состояние сиюминутности.
Дерриде принадлежит термин «метафизика присутствия», который он наделяет немалым числом
значений: присутствие субъекта по отношению к себе, присутствие бытия во времени, бытие как
присутствие. См. также Метафизика.
едукция — Гуссерль описывает несколько видов редукции, наиболее важные из которых —
эйдетическая и феноменологическая (трансцендентальная) редукции. Эйдетическая редукция
производится, когда вы постигаете основополагающий принцип чего-либо, например, то, что в
любом круге 360 градусов. Феноменологическая редукция производится после вынесения за
скобки естественного подхода. При этом вы возвращаетесь к своему опыту как к неотъемлемой
составляющей окружающего мира. Он уже не представляется вам обоснованным «здравым
смыслом» или «естествознанием». См. также Epoche и Феноменология.
труктурализм — вдохновленный достижениями структурной лингвистики, работами Фердинанда
де Соссюра и Романа Якобсона, Клод Леви-Строс решил исследовать с использованием
структурных методов антропологию. Задача заключалась в идентификации и анализе не
конкретных представлений и практик, а целых социальных структур, представленных
метафорическими и метонимическими отношениями между социальными явлениями. Значения
возникают в результате характерных отношений
\6
Глоссарий
культурных знаков, рассматриваемых на уровне синхронии, а не диахронии. (При синхронном
анализе состояние языка или культуры рассматривается на конкретный момент времени, а при
диахронном те же феномены анализируются в развитии.) Заметьте, что речь идет об отношениях
между знаками, а не между знаками и обозначаемым, так как однозначного соответствия между
знаком и тем, что он обозначает, не существует. Ролан Барт прошел через этап структурализма;
ранние работы Дерриды отражают его диалог со структурализмом и разрыв с ним. См. также
Постструктурализм.
Субъект — от латинского subiectum, что значит «низлежа-щее». Обычно вспоминается Декарт и
сформированная им традиция, в рамках которой под субъектом подразумевается человек, cogito,
или «Я мыслю». Современная европейская философия много занималась субъектом, бестелесным,
как у Декарта, или физическим, как у Ницше и Мерло-Понти. Гегель развивал незабываемый
анализ того, что происходит при встрече двух субъектов, в эпизоде с помещиком и крепостным в
его «Феноменологии духа» {Hegel G. W. H. Phenomenology of Mind). Хаидеггер пытался
переосмыслить, что значит быть человеком, с помощью Dasein, «бытия в мире», а не субъекта.
Талмуд — обширный свод комментариев к Торе, воспринимаемый как ниспосланный Моисею
устный и письменный закон. Состоит из Мишны, первой записи устного закона, и Гемары,
объяснения Мишны. Комментарии Талмуда включают Галаху (нормативные правила) и Агаду
(указания и повествования, не связанные с нормативными правилами).
Теология — изучение Бога. Позитивная теология пытается постичь божество через ниспосланные
человеку от-
247
Глоссарий
кровения, старается говорить о Боге в позитивных терминах (например, «Бог един»). Негативная
теология оспаривает справедливость позитивных определений в отношении божества: если Бог
трансцендентен, значит, никакими средствами языка постичь его не удастся. Негативная теология
полагается не столько на отрицание, сколько на синтаксические обороты с двойным «ни»

(например, «Бог не является ни единым, ни многоликим»). Естественная теология пытается подходить к теме Бога с позиций земного (например, выясняет замысел), а теология богооткровения интерпретирует Бога на основе ниспосланного слова. Неметафизическая теология соответственно предпринимает попытки говорить о Боге без использования метафизических категорий (в частности, в терминах причины и следствия), а в последние десятилетия — с использованием деконструкции метафизики присутствия. Тринитарные теологи занимаются толкованием христианского Бога как триединой сущности, то есть как Отца, Сына и Святого Духа. Трансцендентальный — термин заимствован из критической философии Канта и широко применяется в феноменологии и в постфеноменологических исследованиях. Трансцендентальное условие — условие возможности. Деррида говорит о квазитрансцендентальных условиях, то есть условиях возможности, одновременно являющихся условиями невозможности. Например, la differance — условие возможной тождественности текста и условие невозможности для него быть тождественным самому себе. Трансценденталии — определения, применяемые ко всем реальным и возможным существам. Например, определения красоты, бытия, блага, истины и единства применимы к любым существам независимо от их категориальной принадлежности, а в 248 Я1
Глоссарий
случае с Богом — и к тому, кто не вписывается ни в какие категориальные рамки. Трансцендентность — в религии под трансцендентностью понимается самозарожденное существование Бога, то есть вера в то, что божество произошло a se, само по себе, и потому не может быть постигнуто ни с позиций бытия, ни с позиций небытия. Этическая трансцендентность выражена словами: другой человек не может быть низведен до уровня коррелята моего сознания. Феноменология — название очень влиятельной философской школы, основанной Эдмундом Гуссерлем и оригинальными путями развивавшейся, в частности, Мартином Хайдеггером, Эммануилом Левинасом, Морисом Мерло-Понти, Жан-Полем Сартром, Мишелем Анри и Жан-Люком Марионом. Лозунгом Гуссерля было: «Назад к самим вещам!» Иными словами, он хотел описывать феномены такими, какие они есть, а не в терминах более ранних философских предположений и систем. См. Epoche, Интенционалъностъ и Редукция.
Фрагментарность — Бланшо различает фрагментарность и фрагмент. Если фрагмент — часть целого, то фрагментарность не может быть собрана в какое бы то ни было единство и существует в состоянии отношений без отношений.
Эмпиризм — философия, которой утверждается, что опыт, а не разум — источник знания. Мыслители XVIII в. Джон Локк, Бишоп Беркли и Дэвид Юм — самые видные представители эмпиризма, хотя теория развивалась и в XIX в. Джоном Стюартом Миллем и огромным числом аналитических философов в XX в. Противоположное эмпиризму течение философской мысли известно как рационализм. 249
Глоссарий
Эпистемология — теория познания, в особенности касающаяся пределов и статуса последнего. Какое знание нам доступно? Отличается ли знание от веры? Что можно считать знанием? Насколько надежно наше знание? Таковы основные вопросы эпистемологии. Ее враг— скептицизм, который даже лучшие философы могут лишь осадить, но не полностью опровергнуть. Из философов модерна наибольшую враждебность по отношению к эпистемологии проявляет Хайдеггер, считающий, что она препятствует постижению бытия. Общие ресурсы
Internet Encyclopedia of Philosophy http://www. utm. edu/research/iep/ Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stan/ord. edu/ The Philosophical Lexicon http://www. blackwellpublishing. com/lexicon/ Postmodern Thought
http://carbon, cudenver. edu/~mryder/itc data/ postmodern, html Отдельные авторы Adorno, Theodor W. http://www, theory, org. uk/ctr-ador. htm Ashbery, John http://www.poets, org/poets/

poets, cfm 745442В 7С000С0401 OB
Barth, John
http://www.dave-edelman.com/barth/index.cfm
Barth, Karl http://www.ptsem.edu/grow/barth/
Bataille, Georges http://www. kirjasto. sci.fi/bataille. h tm
Baudrillard, Jean
http://www.uta. edu/english/apt/collab/baudweb.html
Beckett, Samuel
httpJ/home.sprintmail. com/~lifeform/Beck Links, html
251
Веб-сайты
Benjamin, Walter
http://home. cwru. edu/~ngb2/A uthors/Benjamin.html
Borges, Jorge Luis http://www.kirjasto.sci.fi/jlborges.htm
Celan, Paul http://polyglot.lss.wisc.edu/german/celan/biblio/
Cixous, Helene
http://www. erraticimpact. com/~fieminism/html/
women cixous. htm
Davidson, Donald
http://www. utm.edu/research/iep/d/davidson.htm
Deleuze, Gilles
http ://www. uta. edu/english/apt/d&g/d&gweb. html
DeLillo, Don
http://perival. com/delillo/delillo. html
De Man, Paul
http://sun3. lib. uci. eduhscctr/Wellek/deman/
Derrida, Jacques
http://www. hydra, umn. edu/derrida/
Eco, Umberto http://www.levity.com/corduroy/eco.htm
Eisenman, Peter
http://www. iit. edu/departments/pr/arch.comp/
eisenman.html
Fish, Stanley
http://www. mv.helsinki.fi/home/kniemela/fish. htm
Foucault, Michel
http://www. csun. edu/~hfspc002/foucault. home.html
Habermas, Jiirgen
http://www. habermasonline. org/
Веб-сайты
Hegel, G.W.F. http://plato.Stanford.edu/entries/hegel/
Heidegger, Martin
http://www, utm. edu/research/iep/h/heidegge. httn
Husserl, Edmund
http://www. utm. edu/research/iep/h/husserl. htm
Irigaray, Luce
http://www, cddc.vt. edu/feminism/irigaray.html Joyce. James
http://www.cohums.ohio-state.edu/english/organizations/ijjf/jrc/default.htm
Kafka, Franz
http://www.pitt. edu/~kafka/links.html
Kristeva, Julia
http://www.pdcnet. org/kristeva. html
Lacan, Jacques
h ftp:/'/lacan. com/
Levinas, Emmanuel http://home.pacbell.net/atterton/levinas/
Mallarme, Stephane
http://www, studiocleo. com/librarie/mallarme/ mallarme. html
Milbank, John

http. V/www. calvin. edu/~jks4/ro/
Nietzsche, Friedrich
http://plato. Stanford, edu/entries/nietzsche/ Pynchon. Thomas
http://www. hyperarts. com/pynchon/
Quine, Willard van Orman
http://www, wvquine. org/
253
Веб-сайты
Robbe-Grillet, Alain
http://www. halfaya. org/robbegrillet/
Rorty, Richard http://www. Stanford. edu/~rrorty/
Von Balthasar, Hans Urs
http://www. catechesis. net/vonbalthasar/
Wittgenstein, Ludwig
http://www. utm. edu/research/iep/w/wittgens. htm

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: