Дивидуальное Я

Время: 25-02-2013, 19:30 Просмотров: 972 Автор: antonin
    
Дивидуальное Я. Хотя сам Ницше называет свою крити¬ку предрассудков «философствованием молотом», вместе с тем он не претендует на роль освободителя или спасителя человечества. «Переоценка ценностей» опирается на опыт перемещения перспектив. Поэтому вместо индивидуума Ницше говорит о дивидууме. Это понятие означает дели¬мость нашего Я, которое ни в коем случае не является про¬стым атомом душевной субстанции. Ницше пишет: «.я двойник, у меня есть и „второе“ лицо кроме первого. И, должно быть, еще и третье.»75 Наше Я — это сложный конструкт, созданный отнюдь не нами самими. Поэтому брать «Яидеал» следует исключительно в перчатках, чтобы не заразиться вложенными в него вирусами всех болезней цивилизации.
Индивидуальность — сравнительно недавний продукт человеческой эволюции. Его история начинается с Нового времени и, кажется, заканчивается сегодня, поскольку се-годня разговоры о «смерти человека» направлены на кри-тику представлений о том, что сущность человека пред-ставляет собой внутреннюю духовную субстанцию. К. Маркс определял человека как функцию внешней сис¬темы социума: человек есть совокупность общественных отношений. В этой формулировке в России прочитывали вовсе не функционализм; она звучала там как выражение общественной, коллективистской природы человека. Тос-ка по единству чувствуется и в оценке состояния человеч-ности у Ницше. Он рассматривал новую историю как де-градацию социальной ткани: растет благосостояние и ком¬форт, все более интенсивно развиваются процессы эман¬сипации, а люди от этого становятся не лучше, а хуже. Со¬чинения Ницше можно рассматривать как исследование истории деградации человека под воздействием цивилиза¬ции. Но в отличие от Руссо, который не ограничивался призывами возвращения к природе, а оправдывал и рево¬люционное насилие, Ницше не признавал ни то, ни дру¬гое. Современные критики прогресса соглашаются с его оценкой процесса цивилизации, которая не улучшает, а ухудшает человеческую породу. Однако они отторгают предлагаемые лекарства, особенно такие как «воля к вла-сти», имморализм и др. Попытка определить позицию Ницше при помощи сложившихся «измов» оказывается заведомо неудачной, так как Ницше не только протесто-вал, но и избавлялся от односторонних позиций. Поэтому к его учению о человеке, строго говоря, неприложимы по-нятия индивидуализма и коллективизма, субъективизма и объективизма, натурализма и культурализма.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: