Генеалогия и история

Время: 25-02-2013, 19:21 Просмотров: 890 Автор: antonin
    
Генеалогия и история
Генеалогический метод, предложенный Ницше как аль-тернатива трансцендентализму и историзму, оказал замет¬ное влияние на философскую методологию XX в. Предло¬женный метод претерпел значительную содержательную эволюцию как у самого Ницше, так и у его последователей. В «К генеалогии морали» он противопоставлялся расхоже¬му историзму, который переносит в прошлое уменьшен¬ные копии настоящего и выстраивает линию или спираль развития, предполагающего внутреннюю логику, связь и преемственность старого и нового. Однако будущее вовсе не определяется прошлым. Так, человек произошел от обезьяны, а закону, как сказано в Библии, предшествовало преступление, и точно так же основанием морали, по Ниц¬ше, является неморальное. У свободных, рожденных вла¬ствовать мужчин различие «добра» и «зла» определяется их этосом: хорошее — это сильное, благородное, а плохое — слабое и трусливое. Для жреческого сословия основой мо¬рального различия выступает оппозиция чистого и нечис¬того, поэтому «хорошим» считается воздержание.
Корни не только дают жизнь растению, но и сами стра-дают от деградации дерева. Поэтому Ницше исследует об¬ратные воздействия морали на тот или иной тип телесно¬сти. Исследование возникновения сосредоточено на усло¬виях, факторах, событиях, которые разыгрываются на по¬верхности. Это мир повседневности, описываемый ныне исторической антропологией. Например, почва питает ро¬стки, но человек может посчитать их сорняками и удалить или просто не заметить и растоптать. Сам Ницше был за¬ботливым садовником незаметных явлений. Он старался развить особую историческую оптику и учил различать среди тысячи феноменов, составляющих пеструю ткань повседневности, такие, которые нуждаются в культивиро¬вании как основа здорового будущего.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: