Забыть Фуко (Бодрийар).

Время: 25-02-2013, 18:46 Просмотров: 911 Автор: antonin
    
Забыть Фуко (Бодрийар). Ж. Бодрийар обратил внима¬ние на то, что дискурс Фуко чересчур красив, излишне со¬блазнителен и «магнетичен». Зачем это нужно, если речь идет о критике, о разоблачении власти? Только ложная идеология, проповедь, наконец, миф могут и должны быть красивыми. Неистина способна увлечь людей, соблазняя их красотой, обещая исполнение желаний. Бодрийар дела¬ет вывод, что сама теория власти Фуко есть не что иное, как эффект дискурса. Он пишет: «Письмо Фуко совершен¬но, поскольку само движение текста великолепно демон¬стрирует то, что этот текст предлагает: генеративную спи¬раль власти — уже не деспотичное построение, но непре¬рывное разветвление, свертывание, строфу, развертываю¬щуюся все шире и строже, без истока (и катастрофы); а с другой стороны, все заполняющую текучесть власти, про¬питывающую пористую ткань социального, ментального и телесного, едва ощутимую модуляцию технологий власти (где безнадежно перепутаны отношения силы и соблаз¬на)»82. Сама по себе величественная и завершенная карти¬на власти как любое эпическое произведение возможна тогда, когда описываемое событие уже свершилось и ото-шло в прошлое. Такая картина становится символической реальностью. «Памятьистория» оказывается более живу-чей, чем сама история. Это стало понятно и нам, подобно потомкам основателей бывших европейских империй. СССР распался, но мы не хотим расставаться с ушедшим прошлым — храним и вызываем его подобно «духу пред-ков».
Стоит внимательно проанализировать предположение Бодрийара, который писал: «А что, если все красноречие Фуко в отношении власти (причем не надо забывать, что он использует реальные объективные термины, разнооб-разные множества, которые не ставят под сомнение объ-ективную точку зрения, принимаемую исходя из них), власти бечконечно малой и распыленной, принцип реаль-ности которой тем не менее не подвергается сомнению), возможно лишь потому, что власть мертва»83. «Симуля тивной» модели присуща скрытая трудность: с одной строны, власть и сексуальность — искусственные, симво-лические образования. С другой стороны, как бы много не говорили об отсутствии или растворении Реального, которое они обозначают, сохраняется сомнение в том, что за разговорами о политике и сексе ничего не стоит. Собст¬венно, Бодрийар сказал чуть больше, чем Фуко. Власть — технология производства искусственных пространств и отношений, в которых формируются тела и души людей. В какомто смысле все мы симулякры и не имеем природ но заданной идентичности. Даже родовой человек — про¬дукт первичных антропотехник. Его жилище, пища, оде¬жда обретают в процессе цивилизации символическое значение. Можно сказать, что существуют две формы вла¬сти: одна реальная, объективная, необходимая (нечто вроде воли к власти как жизненной силы); другая искус¬ственная по форме (символическое) и содержанию (жела¬ние). Например, секс и голод — реальные потребности, но власть проникает в эти сферы и насаждает выгодный ей порядок. Так она обслуживает и регулирует режим ли¬бидо, а также задает потребности, необходимые для раз¬вития общества.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: