Воля к власти у Хайдеггера и Ницше.

Время: 25-02-2013, 18:43 Просмотров: 753 Автор: antonin
    
Воля к власти у Хайдеггера и Ницше.
Тщательная и все¬сторонняя интерпретация Ницше разрушает метафизи-ческую схему, которую навязал Хайдеггер. МюллерЛаутер высказал идею о возможности противоположного прочте¬ния Ницше. Он отметил, что «воля к власти» у Ницше есть нечто совершенно противоположное тому, что обычно по¬нимают под этим словосочетанием. Воля к власти — это борьба противоположностей. Всякая противоположность предполагает единства, которые вступают в борьбу, а единст¬ва предполагают границы и противостояния. Законом обра¬зования таких единств становится антизакон: всякая власть вступает в борьбу с другой властью и тем самым сохраняет и усиливает саму себя. Чтобы не вступать в споры со старой ло¬гикой, Ницше называет вступающие в борьбу противопо¬ложностей единства «аффектами», «влечениями», «динами¬ческими квантами» или «волей к власти». Он отмечал, что «воля» — это нечто более сложное, чем «единство». Нет воли самой по себе, и выражения «сильная воля» или «слабая воля» ведут к заблуждению. Однако если отказаться от абсо¬лютизации застывшего становления, то эти выражения об¬ретают смысл. «Слабая» и «сильная» воля характеризуют не сущность, а координацию становления. В своем исследова¬нии о воле к власти МюллерЛаутер показал, что оно должно расцениваться не как последняя основа порядка сущего, а как основа сомнения в существовании такого рода оконча¬тельного и завершенного порядка. Философия Ницше как раз и ставит под вопрос существование такого порядка, предполагаемого метафизикой.
В свершении воли к власти как различии свершения проявляется и различие мышления. Почему мышление мыслит различиями, остается скрытым, а на поверхности проявляются лишь логическая последовательность и связь. Но именно благодаря производству различий мышление оказывается «живым» и связанным с целым, которое про¬являет себя не непосредственно, а как противоположность частей. Отсюда возникает проблема ориентирования, ко¬торая определяется игрой сил власти. МюллерЛаутер все¬сторонне рассмотрел важнейшую тему философии Ницше под рубрикой «Философия становления как философия процесса власти». Важным вопросом является то, как ста¬новление определяется становлением. По Аристотелю, от¬вет состоит в различии меняющихся качеств и постоянных субстанций. Такой ответ обрекал метафизику на апории временного и вневременного. МюллерЛаутер показал, что Ницше стремился избавить мышление от допущения вне-временных форм бытия и сознания и этим заложил основу принципа системности, в которой самореференция, или удвоение, играет ведущую роль. Неограниченное и ради-кальное становление у Ницше включает в себя бытие. Осознанные чувства есть чувствуемые чувства, равно как сознательные суждения — это обсуждаемые суждения. Ин¬теллект — это удвоение. Удвоение рождает память. Осозна¬вать — значит различать. При этом нечто осознается, если осознается его отличие от чегото другого, от неизвестно¬го, «данного», «бытия». Различать — значит и разрешать: первоначально нечто становится тем или этим без ка¬койлибо бытийственной основы. Вначале имеется вера в то, что нечто есть истина — это род суждения в модусе «да», т. е. признание другого. Сказать «да» — это одновременно признать нечто как «хорошее». Всякое видение, резюмиро¬вал Ницше, содержит в себе оценку. Возможность оценки связана с тем, что человек верит тому, что видит, и не верит тому, чего не видит. Шаг за шагом Ницше показывает, как постепенно из этого нерасчлененного способа восприятия мира дифференцируются «атомы», «монады», связанные с чувствами, инстинктами, потребностями, которые затем получают сокращенное выражение в знаках и схемах рас-судка. Высшая возможность говорить «да» или «нет» выра¬жается у Ницше в дионисийстве как идеале ориентирова¬ния. В последних работах понятие дионисийского у Ниц¬ше существенно обогащается.
Позиция перспективизма значима и для интерпретации идеи Ницше о вечном возвращении. Понимаемая космоло¬гически эта идея кажется Ницше бессмысленной и беспо¬лезной — он использовал космологическую аргументацию как предварительную для доказательства правдоподобно¬сти своей идеи. Космологическая интерпретация не посыл¬ка, а следствие его веры в возвращение того же самого. По мнению МюллераЛаутера, Ницше понимал бесполез¬ность теоретического обоснования жизненно важной и ис-торически действенной веры. Теория навязывает интер-претацию с точки зрения частей, а Ницше видел свою зада¬чу в том, чтобы интерпретировать отдельное с точки зрения целого. В мировом целом, которое кажется хаосом, можно только ориентироваться — это единственное, что остается человеку в ситуации заброшенности, покинутости высши¬ми силами. Возможность ориентироваться помогает обрес¬ти уверенность в ситуации оставленности, позволяет ска¬зать «да» случайным различиям, вечное «да» перед лицом вечного становления — это основная идея учения о вечном возвращении того же самого. Ориентирование в хаосе опи¬рается на понимание жизни как экономии, как кругообраз¬ной смены кризисов и подъемов. Это — основа учения о воле, которая центрирует мышление. Ницше описывает волю к власти как насилие, оставляя открытой возмож¬ность его сакрализации. МюллерЛаутер считает, что по¬скольку мы не понимаем учение Ницше о вечном возвра¬щении того же самого, то мы не можем решить и вопрос о нигилизме. Это задачи современной философии.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: