Нигилизм у Ницше и Хайдеггера.

Время: 25-02-2013, 18:42 Просмотров: 1059 Автор: antonin
    
Нигилизм у Ницше и Хайдеггера.
«Нигилизм» — это Ницшев диагноз эпохи, проявляющийся в закате культуры в новой немецкой империи и в декадансе в Европе. В 80е годы XIX в. Ницше призывал к переоценке ценностей, ко¬торые Европа культивировала в течение тысячелетий и ко¬торые, будучи направленными против жизни, сделались причиной ее болезни. Нигилизм своей эпохи Ницше вос¬принимал как сумерки старого нигилизма — растущего осознания, что за ценностями ничего не стоит. Секулярное разволшебствование мира спустя столетие обернулось ши¬роким проявлением нигилизма во всех сферах жизни. Сво¬ей агрессивной генеалогией Ницше пытался указать на опасность ресентимента. Прежде всего он обратил внима¬ние на Сократа как родоначальника нигилистических цен¬ностей, который отражал стремление к поискам абстракт¬ной, оторванной от жизни теоретической истины. Другим источником нигилизма стал церковный ресентимент ап. Павла, акцентировавшего рабскую мораль христианст¬ва как религии слабых и униженных. Оба они — и Сократ, и ап. Павел — говорили о ценности истины и совершенстве человека вообще, но при этом забывали жизнь с ее бедами и страданиями.
Вопрос стоял так: как жить без веры в эти ценности? Как будет жить индивид в своем замкнутом одиночестве, без поддержки и защиты со стороны высших сил, таких как ра¬зум или Бог? Ему остается конкуренция с другими авто¬номными индивидами на поле воли к власти. Итак, сверх индивидуальное отбрасывается, и остается опора только на индивидуальное. Но индивидуум не является безусловным единством, он проявляется в отношениях с другими кван¬тами власти. Нигилизм, как его понимает Ницше,— это другое мышление отдельного в его отношениях с отдель¬ным, это новое понимание, основанное не на репрезента¬ции, а на коммуникации. Мир как феномен, отмечал Ниц¬ше,— это мнение, объект — это гипотеза субъекта, его мо¬дус и результат действия одного субъекта на другого.
Хайдеггер видел проблему нигилизма иначе. Для него нигилизм есть не новое положительное мышление, в кото-ром главным становится отношение одного индивида к другому, а иное мышление бытия в отношении к сущему. Его мысль движется не в рамках коммуникации, а в рамках репрезентации: бытие как предмет мышления всегда оста¬ется сущим, и, таким образом, сохраняется метафизика представления. Хайдеггер не доводит дело до коммуника¬ции. Бытие у него не является предметом субъективного опыта, а мыслится как существующее до всякого индиви¬дуального опыта вообще. Забвение бытия и ориентация на сущее — вот в чем состоит источник нигилизма по Хайдег¬геру. Именно забвение бытия является источником ниги¬лизма, на который указывал Ницше60. Воля к власти оста¬ется для Хайдеггера предметным сущим и осознается как межиндивидуальное противоборство.
МюллерЛаутер пытается оправдать и связать друг с дру¬гом два понятия нигилизма. Оба они являются проявлени¬ем истории Запада. При этом, считая Ницшево понимание нигилизма нигилистическим, Хайдеггер оценивает его как метафизическое. Правда, он признает, что благодаря этому Ницше превратил проблему нигилизма из социальной в философскую.
Э. Левинас и Ж. Деррида пытались осмыслить Ницше как родоначальника мышления, которое свойственно эпо-хе индивидуализма, а Хайдеггера как родоначальника мышления бытия в отношении к сущему. МюллерЛаутер считает этот вопрос открытым. Он критикует также попыт¬ки Дж. Ваттимо гармонизировать позиции Ницше и Хай¬деггера на основе герменевтики61.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: