Ясперс и Ницше

Время: 25-02-2013, 18:34 Просмотров: 1073 Автор: antonin
    
Ясперс и Ницше
Книга К. Ясперса «Ницше. Введение в понимание его философствования» была написана еще до войны. В том, что Ясперс написал такую книгу, нет ничего удивительно-го. Влияние Ницше на немецкую философию начала ХХ в. невозможно переоценить. Его идеи стимулировали твор-чество не только Хайдеггера, но и М. Вебера, М. Шелера, К. Лёвита, К. Мангейма, Ф. Тённиса. Хотя они, за исклю-чением Ясперса и Лёвита, не оставили специальных исто-рикофилософских исследований о Ницше, тем не менее во всех их сочинениях читается ответ на поднятые им про¬блемы. Естественно, Ясперс видел в Ницше предшествен¬ника экзистенциальной философии и, не вступая в пря¬мую полемику с другими интерпретациями, пытался ос¬мыслить его тексты как отражение опыта пограничного су¬ществования, в котором и происходит встреча человека с бытием. Он полемизировал прежде всего с хайдеггеров ской интерпретацией Ницше, которая в связи с приходом к власти фашистов казалась ему особенно опасной, может быть даже более опасной, чем незатейливые попытки анга¬жировать Ницше идеологами третьего Рейха.
Отношения Хайдеггера и Ясперса были драматичными и не укладывались в простую схему «учитель — ученик». В письмах друг к другу они называли себя «боевыми това¬рищами», поэтому, когда их взгляды постепенно разо¬шлись, каждый из них расценил это ни больше ни меньше как предательство другого. Хайдеггер все более решитель¬но отмежевывался не только от «психологизма», но также от «гуманизма» и «экзистенциализма». Ясперс, наоборот, отказывался от попыток «опросить» и «услышать» бытие. Не удивительно, что их подход к интерпретации Ницше оказался диаметрально противоположным.
Ницше отзывался чуть ли не на все вопросы жизни. В его книгах можно найти яркие суждения о природе, человеке, о болезни и здоровье, семье, народе, о мужчинах и женщи¬нах, о государстве, религии, морали, науке и искусстве. Понимание высказываний Ницше возможно и как отри¬цание общепринятых мнений по этим вопросам, и как по¬иск позитивных ответов. Ясперс отмечал, что переход от негативного к позитивному оставался проблемой до само¬го конца творческого пути Ницше. Сам Ницше характери¬зует свое философствование то как «опрокидывание идо¬лов», то как «рисование на стене новых идеалов». Такова ситуация после «смерти Бога»: отрицать старое и создавать новое. Ясперс писал: «Мышление Ницше иногда может показаться пустым, а иногда — достигающим подлинных глубин. Оно пусто, когда тот, кто обращается к нему, хочет обладать тем, что действительно и существует; в нем есть полнота, когда он принимает участие в движении»2. В от¬личие от великих философов прошлого, у которых преоб¬ладает утверждение, Ницше добивается большей истинно¬сти благодаря отрицанию. Он расчищает пространство движения вперед, но при этом не устанавливает границ критики. И в этом его опасность.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: