Критический анализ текста «Воля к власти» М. Монти нари

Время: 25-02-2013, 18:32 Просмотров: 974 Автор: antonin
    
Критический анализ текста «Воля к власти» М. Монти нари.
Возможны два способа рассмотрения наследия Ниц¬ше. Один опирается на его собственноручную нумерацию фрагментов, невзирая на их последовательность в опубли¬кованных сочинениях, другой — на опубликованные лите¬ратурные планы, на нумерацию фрагментов в рукописном наследии. Что Ницше использовал из них, что отбросил и что отложил для дальнейшей работы, конечно, следует принимать во внимание, и поэтому оба подхода должны не исключать, а дополнять друг друга. Однако второй подход кажется более подходящим для критического анализа и лучше отвечает его целям. По мнению Маццино Монтина ри, подготовка «Воли к власти» начиналась в 1880 г. в ходе размышлений Ницше о «чувстве власти». А уже во второй части «Заратустры» Ницше пишет:
Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти. Конечно, вы называете это волей к творению или стремлением к цели, к высшему, дальнему, более сложно¬му — но все это образует единую тайну:
Лучше погибну я, чем отрекусь от этого; и поистине, где есть закат и опадение листьев, там жизнь жертвует собою — изза власти!
Мне надо быть борьбою, и становлением, и целью, и противоречием целей: ах, кто угадывает мою волю, угады¬вает также, какими кривыми путями она должна идти!
Что бы ни создавала я и как бы не любила я созданное — скоро должна я стать противницей ему и моей любви: так хочет моя воля.
И даже ты, познающий, ты только тропа и след моей воли: поистине, моя воля к власти ходит по следам твоей воли к истине!
Конечно, не попал в истину тот, кто запустил в нее сло¬вом о «воле к существованию»: такой воли — не существует!
Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но — так учу я тебя — воля к власти!221
Итак, на место воли к жизни Ницше ставит волю к вла-сти. Сначала он презентирует ее как волю быть господи-ном, затем как форму жизни, но при этом считает ее не ме¬тафизическим принципом, а принципом развития и роста самой жизни, которым она преодолевает саму себя. Там, где есть воля быть господином, есть жертва и служение. Ницше пишет: «И как меньший отдает себя большему, чтобы тот радовался и власть имел над меньшим,— так приносит себя в жертву и больший и изза власти ставит на доску — жизнь свою»222. Далее Ницше истолковывает волю к истине как волю к власти и, наконец, завершает ее характеристику как переоценку старых и создание новых ценностей.
Так зарождался литературный проект, названный «Воля к власти». По Монтинари, как название это словосочета-ние начинает фигурировать не раньше 1885 г. Оно возника¬ет как результат осмысления ранее написанных фрагмен¬тов, касающихся понимания познания и морали как про¬цессов, направленных против жизни, а также углубления и конкретизации характеристики философии как «большой политики». Все эти темы Ницше разрабатывал с 1882 г., и его рукописное наследие представляет собой интеллекту¬альную разработку интуиций и планов, которые только от¬части реализовались им в опубликованных сочинениях223. Обращая внимание на различные вариации этих идей, не следует терять из виду их целостность.
В связи с этим важно напомнить о записи Ницше, кото-рая относится к 1884 г., когда он работал над четвертой ча¬стью «Заратустры»: «Философия вечного возвращения. По¬пытка переоценки всех ценностей». Под этим названием в противоположность «морали равенства» Ницше набрасы¬вает иерархию понятий и ценностей: художник, философ, законодатель, основатель религии, «высший человек» (Правитель земли, создатель будущего). Многие из напи¬санных Ницше в последние годы страниц развивают про¬блематику воли к власти. Ницше определяет ее как функ¬цию организма в отношении удовольствия и неудовольст¬вия. Он набрасывает проект философии вечного возвра¬щения, в котором комбинирует принципы возвращения того же самого, переоценки ценностей и воли к власти.
При этом «вечное возвращение» необходимо для понима-ния и выполнения переоценки ценностей. Переоценка ценностей ведет к отказу от истины и утверждению о поль¬зе заблуждений, к отказу от причинноследственного по¬нимания мира в пользу творческого, к замене дарвинского приспособления к природе волей к власти. Но о переоцен¬ке ценностей Ницше стал писать довольно поздно. Преди¬словие к философии вечного возвращения трансформиру¬ется под другими названиями, например, такими как: «По ту сторону добра и зла», «Полдень и вечность. Философия вечного возвращения».
Завершение «Заратустры» — публикация в 1885 г. четвер¬той его части. Она была издана на средства автора в 40 эк¬земплярах и послана только самым близким друзьям. Ниц¬ше безуспешно искал издателя. Между тем он мечтал опуб¬ликовать не только «Заратустру», но и собрание своих сочинений и даже перерабатывал некоторые тексты. В свя¬зи с этим возникали и новые темы. Например, в 1885 г. в ходе переработки текста «Человеческое, слишком чело¬веческое» возникает тема «доброго европейца». Но, как считает Монтинари, было бы опрометчиво считать воз¬никновение темы окончательным проектом. Планы Ниц¬ше менялись быстро, и ни один из них нельзя считать окончательным. Вместе с тем анализ его планов позволяет понять некую тенденцию, какуюто целостность замысла. За кажущейся хаотичностью пронумерованных в это время Ницше фрагментов обнаруживается движение мысли в ла¬биринте ее кругов. Определяющей идеей Ницше, по Мон¬тинари, несомненно, является вечное возвращение. Летом 1885 г. Ницше пишет: «Заратустра может осчастливить только тем, что установит иерархию». Эту заметку Монти нари интерпретирует как связь вечного возвращения с пе-реоценкой ценностей и новой иерархией духа. Во время переработки «Человеческого» Ницше писал, что вечное возвращение — философия Диониса. В это время он думал над книгой для свободных умов. Многочисленные афориз¬мы этого лета вошли в работу «По ту сторону добра и зла», особенно те, в которых речь идет о боге Дионисе. Из мате¬риала этого лета составлен последний афоризм (1067) в компиляции Элизабет ФёрстерНицше и Генриха Кёзе лица. В заметке этого лета (август 1885 г.) в список таких идей Ницше, как «вечное возвращение», «переоценка цен¬ностей», впервые вклинивается идея «воля к власти».
В связи с этим можно говорить о переносе Ницше ак-цента на волю к власти как об основополагающем факте. Воля к истине также понимается им как форма воли к вла-сти. То же самое относится и к воле к справедливости, воле к прекрасному, воле к помощи. К наброскам лета 1885 г. от¬носятся также Предисловие и Введение к «Воле к власти». В Предисловии Ницше, в частности, замечает: как наивно вкладывать наши оценки, например, в законы природы! Нужно было бы сделать попытку совсем иного объясне¬ния, которое раскрывало бы присутствие в так называемой науке моральных канонов (приоритет разума, закона, ис¬тины). Популярно выражаясь, Бога опровергли, а черта — нет: все божественные функции перешли к нему, пере¬оценка не получилась! Во Введении Ницше подчеркивает: не пессимизм (как форма гедонизма) представляет собой опасность, но бессмысленность происходящего. Монти нари отмечает, что эти фрагменты не вошли в подборку Фёрстер. В следующих набросках мотив обессмысливания происходящего остается, а планы Ницше приобретают бо¬лее систематический характер224:
«Воля к власти. Попытка переосмысления происходя¬щего».
(Предисловие об угрожающей «бессмысленности». Про¬блема пессимизма.)
Логика.
Физика.
Мораль.
Искусство.
Политика.
Конечно, при оценке этого наброска надо иметь в виду зарождающийся у Ницше протест против пессимистиче-ской метафизики Шопенгауэра, все более резкое противо-поставление воли к власти и воли к жизни. Также надо учи¬тывать отрицательное отношение Ницше к дискредитации мира явлений в работах Г. Тейхмюллера и А. Шпира, кото¬рые он в это время изучал. Он писал, что видимые явле¬ния — это и есть действительная и единственная реаль¬ность вещей, противостоящая воображаемому «миру исти¬ны». Хорошим названием этой реальности, полагал Ниц¬ше, было бы «воля к власти». И этот фрагмент отсутствует в компиляции Фёрстер.
Постепенно «Воля к власти» получает определения и при посредстве других метафор, например «полдень и веч¬ность». Часто используется словосочетание «по ту сторону добра и зла», которое Ницше выбрал в качестве названия рукописи 1885—1886 гг. Это свидетельствует о появлении параллельных планов. Так во время работы над «По ту сто¬рону» появляется известный список из 10 книг:
1. «Мысли о древних греках». 2. «Воля к власти. Попытка нового истолкования мира». 3. «Художник. Мысли о фи-зиологии». 4. «Мы безбожники». 5. «Полдень и вечность».
6. «По ту сторону добра и зла. Пример философии будуще¬го». 7. «Gei Saber. Песни принца Фогельфрай». 8. «Музыка».
9. «Опыт учения о письме» (Sriftgelehrten). 10. «К истории современного вырождения» (упадка).
Тема декаданса, или вырождения, действительно, овла-дела Ницше, о чем свидетельствует ряд заметок, посвя-щенных истории вырождения семьи, человека, искусства и др. Однако вряд ли можно считать эту тему главной.
Через несколько недель после публикации «По ту сторо¬ну добра и зла» у Ницше сложился новый план, датирован¬ный «СильсМария, лето 1886 г.».
«Воля к власти». Попытка переоценки всех ценностей. В четырех книгах.
Первая книга: Опасность опасностей (представление нигилизма) (как неизбежного следствия прежних ценно¬стей).
Вторая книга: Критика ценностей (логика и др.).
Третья книга: Проблема законодателя (история одиноче-ства). Как люди способны переоценивать? Люди, которые наделены качествами современной души, но при этом мо¬гут выздороветь.
Четвертая книга: Молот как инструмент этой задачи.
Угроза опасности, что во всем нет никакого смысла, т. е. нигилизм, критика прежних ценностей и культуры, пере¬оценка ценностей как проблема законодателя, наконец, вечное возвращение как молот, как учение о деградирую¬щей в результате нарастания пессимизма жизни — эти че¬тыре момента Ницше варьирует в многочисленных введе¬ниях. Нигилизм, критика ценностей, переоценка ценно¬стей в смысле воли к власти, вечное возвращение — эти че¬тыре идеи выкристаллизовываются из ранних заметок и развиваются в ходе дальнейшей рефлексии. С 1884 г. Ниц¬ше продумывал идею вечного возвращения. Именно этим годом можно датировать план «Воли к власти» в четырех книгах. В тексте «К генеалогии морали» (1887) есть указа¬ние, что уже «По ту сторону добра и зла» задумана как часть этого плана. Новые предисловия к прежним книгам, напи¬санные с лета 1886 по февраль 1887 г., также свидетельству¬ют о разработке этого плана. Однако впоследствии возни¬кает еще один план:
+++ всех ценностей
Первая книга. Европейский нигилизм.
Вторая книга. Критика высших ценностей.
Третья книга. Принцип новой системы ценностей.
Четвертая книга. Порода и дисциплина.
17 марта 1887, Ницца.
Этот план заслуживает внимания, так как именно он ле-жит в основании компиляции Г. Кёзелица и Э. Фёрстер. Более того, он не сильно отличается от плана 1886 г.
После того как Ницше завершил подготовку к изданию своих ранних сочинений, он с новыми силами с лета 1986 г. до весны 1887 г. продолжил работу над главным проек-том — «Проблемой нигилизма», которой должен быть по-священ первый том. Его содержание сконцентрировано в ЛенцерХайдевском наброске «Европейский нигилизм», датированном 10 июня 1887 г. Этот набросок был разроз-нен в издании ФёрстерНицше 1901 г. и восстановлен
О. Вайсом в 1911 г. В нем речь идет о крушении христиан¬ской моральной правдивости в результате воли к истине
(правдивости) и о причине нигилизма, которую Ницше видел в осознании бессмысленности всего происходящего.
После публикации «К генеалогии морали» осенью 1887 г. Ницше снова концентрируется на «Воле к власти». В феврале 1888 г. он выбрал и пронумеровал 372 фрагмента. 300 из них были распределены на 4 тома.
Первый том. 1. Нигилизм. 2. Культура, цивилизация, двойственность современности.
Второй том. 3. Происхождение идеала. 4. Критика хри-стианского идеала. 5. Как побеждает добродетель. 6. Ин¬стинкт орды.
Третий том. 7. «Воля к истине». 8. Мораль как Цирцея философии. 9. Психология «Воли к власти» (наслаждение, воля, понятие).
Четвертый том. 10. «Вечное возвращение». 11. Большая политика. 12. Рецепт жизни.
В этом плане сохранены 4 главные темы: нигилизм, кри¬тика ценностей, переоценка ценностей, вечное возвраще¬ние.
Рубрикация фрагментов, осуществленная Ницше, легла в основу издания «Воли к власти». Однако и Г. Кёзелиц, и
Э. Фёрстер, и Р. Штайнер сочли возможным дополнить и исправить Ницшеву рубрикацию. Сопоставив «Волю к власти» с планами и выделенными самим Ницше фрагмен¬тами, М. Монтинари пришел к выводу:
1) из 374 фрагментов, помеченных Ницше, 104 не были использованы компиляторами, а 84 вообще не опублико¬ваны;
2) в оставшихся 270 фрагментах были допущены произ¬вольные замены:
а) 49 были исправлены О. Вайсом, но не включены в
издание А. Боймлера;
б) только 36 из них можно считать исправленными, да
и то не всегда адекватно;
3) 300 фрагментов Ницше сам распределил по 4 книгам. Но не всегда (в 64 случаях) его указания соблюдались ком¬пиляторами.
Ницше был неудовлетворен своей рубрикацией. 13 фев-раля 1888 г. он писал Г. Кёзелицу, что не готов осуществить свой план, ибо для его выполнения потребуется 10 лет. Он интенсивно читал Толстого («Моя вера»), братьев Гонку¬ров, Б. Константа, Достоевского («Идиот), Э. Ренана („Жизнь Иисуса“). Влияние перечисленных авторов про¬слеживается в работах Ницше 1888г. Естественно, что с уче¬том их произведений он переработал план своей главной книги. Ницше начал новую тетрадь. Первая запись в ней помечена 25 марта, Ницца. В ней на первый план поставле¬ны метафизические вопросы и предпринята попытка раз¬вить проблему о соотношении искусства и науки в «Рожде¬нии трагедии». Эти заметки были обеднены компилятора¬ми, так что совершенно пропала важная для Ницше тема различия «истинного» и «видимого» миров. Именно в этом аспекте Ницше намеревался писать «Волю к власти», пер¬вую главу которой он назвал «Истинный и видимый мир».
Примечателен тот факт, что, интенсивно размышляя о структуре своей главной работы, Ницше вместо 4 томов пришел к проекту однотомного труда, содержащего сле-дующие 11 глав:
1. Истинный и видимый миры.
2. Философ как тип декадента.
3. Религиозный человек как тип декадента.
4. Добрый человек как тип декадента.
5. Противоположное движение: искусство. Проблема трагического.
6. Языческое в религии.
7. Наука против философии.
8. Политика.
9. Критика современности.
10. Нигилизм и его противоположность: возвращение.
11. Воля к власти.
После составления списка перечисленных глав Ницше с 25 марта 1888 г. начал новую подготовительную работу. В частности, он обозначил движения, направленные про-тив нигилизма, и набросал подробный план 5й главы. Эти планы, не учтенные компиляторами, кажутся более важ-ными, чем прежние. В Турине Ницше записал две тетради, где также содержатся новые указания относительно пере¬работки старых планов. Некоторые из этих заметок вошли в «Казус Вагнер».
В СильсМария Ницше начисто переписал свои преж-ние заметки, но и этим результатом остался недоволен. В письмах он жалуется на трудности, возникшие в ходе ра-боты. В частности, он не мог найти стилистику для своего сочинения. Последние планы «Воли к власти» и «пере-оценки всех ценностей» относятся к августу 1888 г.
Наброски плана к: «Воля к власти. Попытка переоценки всех ценностей».
Последнее воскресенье августа 1888 г. СильсМария.
Мы гиперборейцы — основополагающая проблема.
Первая книга: Что есть истина?
Первая глава. Психология заблуждения.
Вторая глава. Ценность истины и заблуждения.
Третья глава. Воля к истине (оправдание ценности
жизни).
Вторая книга: Происхождение ценности.
Первая глава. Метафизики.
Вторая глава. Религиозный человек.
Третья глава. Добрые и лучшие.
Третья книга: Борьба ценностей.
Первая глава. Мысли о христианстве.
Вторая глава. Психология искусства.
Третья глава. История европейского нигилизма.
Четвертая книга: Великий полдень.
Первая глава. Принцип жизни. Порядок рангов.
Вторая глава. Два пути.
Третья глава. Вечное возвращение.
В этом плане истина становится темой первой книги. Критика ценностей в историческом аспекте, как и раньше, остается проблемой второй книги. Третья книга посвяща-ется анализу борьбы ценностей и соответствует прежнему плану критики христианства и разработки физиологии ис-кусства, а также рассмотрения истории европейского ни-гилизма. Завершает все это, как и раньше, вечное возвра-щение.
Этот последний план «Воли к власти» составлен 26 авгу¬ста. Фактически он стал началом долгой и трудной работы. С середины августа 1888 г. Ницше интенсивно просматри¬вал свои заметки и делал рабочие пометки. В его наследии сохранился лист, на титуле которого стоит название «Пере¬оценка всех ценностей» и под ним ряд заголовков:
Мысли для послезавтра.
Выжимки из моей философии.
Мудрость для послезавтра.
Моя философия вкратце.
Magnun in Parvo.
Философия в выжимке.
Но еще интереснее перечисленные Ницше на этом же листе главы:
1. Гиперборейцы.
2. Проблема Сократа.
3. Разум в философии.
4. Как истинный мир окончательно превратился в бас¬ню.
5. Противоестественность морали.
6. Четыре крупных заблуждения.
7. Для нас — против нас.
8. Понятие декадентской религии.
9. Буддизм и христианство.
10. Из моей эстетики.
11. Среди художников и писателей.
12. Изречения и стрелы.
Можно заметить, что номера 2, 3, 4, 5, 6, 12 соответству¬ют названиям глав «Сумерки идолов». Номер 11 — перво¬начальное название главы «Побеги несвоевременного». Номера 1, 7, 8, 9 соответствуют названиям глав в первой машинописи «Антихриста». Учитывая, что Ницше из сво¬его плана издания четырех книг решил начать с «Антихри¬ста», Монтинари реконструировал ход его мысли с 26 авгу¬ста по 3 сентября.
1. Ницше отступил от своих прежних набросков запла-нированной «Воли к власти».
2. Сначала он решил издать начисто переписанные тек-сты под названием «Переоценка всех ценностей».
3. Но потом он решил все же использовать этот материал для изложения «экстракта» своей философии.
4. Сначала он назвал эту часть «Бездействие психологов» (позже «Сумерки идолов»).
5. Одновременно он удалил из выжимки главы «Мы ги¬перборейцы», «За нас — против нас», «Понятие декадент¬ской религии», «Буддизм и христианство и включил их в «Антихриста».
6. Главное сочинение, запланированное в 4 книгах, пе-реименовано в «Переоценку всех ценностей» и быстро го-товилась первая часть «Антихриста».
7. 3 сентября Ницше написал предисловие для «Пере-оценки». «Бездействие психологов» было задумано как краткое резюме изложения «философской гетеродок сии»,— так Ницше называл в последние годы свою фило-софскую программу. Ее разделы составлены из рубрик «Воли к власти». Однако задуманная «Переоценка всех ценностей» в 4 книгах на деле оказалась совершенно новой рабочей программой. Первая из этой серии работа, назван¬ная «Антихрист», включала в себя добрую половину соб¬ранного материала, переработанного в духе новой стили¬стики. Монтинари полагает, что первые 7 разделов написа¬ны на основе новых заметок, а разделы 8—23 представляют собой старый переработанный материал о христианстве.
В своих сентябрьских письмах Ницше сообщает о том, что он полон сил и интенсивно готовит первую книгу («Антихрист») из 4томной серии, названной «Переоценка всех ценностей». Монтинари выявил 6 версий нового лите¬ратурного проекта Ницше.
1
Первая книга: Антихрист. Попытка критики христианст¬ва.
Вторая книга: Свободный дух. Критика философии как нигилистического движения.
Третья книга: Имморалист. Критика моральных заблуж-дений.
Четвертая книга: Дионис. Философия вечного возвра¬щения.
2
Книга 1: Антихрист.
Книга 2: Мизософ.
Книга 3: Имморалист.
Книга 4: Дионис.
3
Антихрист. Попытка критики христианства.
Имморалист. Критика моральных заблуждений.
Мы утверждающие. Критика философии как нигили-стического движения.
Дионис. Философия вечного возвращения.
4
I. Избавление от христианства: Анрихрист.
II. от морали: Имморалист.
III. от истины: Свободный дух.
IV. от нигилизма:
5
IV. Дионисово законодательство.
6
Свободный дух. Критика философии как нигилистиче¬ского движения.
Имморалист. Критика моральных предрассудков.
Дионисийский философ.
Последний, шестой, план, вероятно, был записан после окончания «Антихриста». Можно заметить некоторое из¬менение последовательности в структурах второй и третьей книг: критика философии на втором месте, а критика мо¬рали — на третьем; раньше было наоборот. Но в целом прежний порядок сохраняется: после критики христианст¬ва, морали и философии следует изложение собственной философии вечного возвращения.
Этим история «Воли к власти» как литературного проек¬та и закончилась. В ноябре 1888 г. Ницше расценил «Анти¬христа» как «Переоценку», о чем свидетельствует подзаго¬ловок его труда. Но в декабре он поменял название — вме¬
сто «Переоценка всех ценностей» надписал: «Проклятие христианству». Все это вместе с «Ecce Homo», «Дионисо выми дифирамбами», «Ницше против Вагнера» и полити¬ческой прокламацией против Германии, отправленной кайзеру Вильгельму II, представляет собой запутанное за¬вершение интеллектуальной эволюции Ницше.
После выхода критического издания Коли и Монтинари любой внимательный читатель может убедиться, что ком-пиляция, составленная Гастом и ФёрстерНицше, является грубым искажением замыслов Ницше. Произведение, опубликованное под названием «Воля к власти», не явля-ется его созданием. Отсутствие читателей его собственных сочинений, на которое жаловался Ницше, и популярность компиляции поднимают вопрос о том, кого же на самом деле мы читали. Кроме изданных работ осталось обширное рукописное наследие. В своей последовательности оно представляет собой род целостности, и недопустимо про¬извольно выбирать из него то, что нравится или не нравит¬ся. После филологического анализа заметок 1885—1888 гг. разговор об оценке пресловутой компиляции «Воли к вла-сти» становится беспредметным. Исследователь может опираться только на рукописные фрагменты. Прочтение сочинений Ницше в том порядке, в каком они появлялись, избавляет от одиозной интерпретации. Однако возникает вопрос о том, насколько хронологический подход прибли¬жает нас к раскрытию хода мысли Ницше в отношении воли к власти. После филологов решающее слово должны сказать философы.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: