Издание К. Шлехты

Время: 25-02-2013, 18:31 Просмотров: 1001 Автор: antonin
    
Издание К. Шлехты
. Заслугой Карла Шлехты является подготовка критического издания полного собрания сочи-нений, в котором все рукописные материалы Ницше, в том числе и те, что использовались при составлении «Воли к власти», опубликованы в хронологическом порядке. После выхода издания Шлехты поднялась полемика. С резкой критикой выступил К. Лёвит, незадолго до этого опублико¬вавший свою работу о вечном возвращении219. Поскольку вечное возвращение и воля к власти уже прочно закрепи¬лись за именем Ницше, постольку издание Шлехты, десси минирующее изречения Ницше, сделавшие его «учение» весьма неопределенным, вызвало столь сильное противо¬действие. Лёвит обвинил Шлехту в создании новой леген¬ды. Речь шла о разоблачении «Воли к власти» и даже «Ан¬тихриста», который на самом деле оказался публикацией лишь одной из возможных и незавершенных версий. Таких планов и набросков у Ницше было немало, и все они — за¬готовки неизвестных нам сочинений. Какими они могли бы быть — этого, как в случае с «Волей к власти», не знал даже сам Ницше.
Издание Шлехты было первой попыткой преодоления сложившегося представления о Ницше как авторе «уче-ния» о воле к власти. Шлехта показал, что оно было для Ницше весьма проблематичным и незаконченным. Одна-ко, разрушив одну легенду, Шлехта создал другую: он представил Ницше как абсолютного нигилиста, хотя и признал, что нигилизм выступает у него как весьма неод-нозначная стратегия. Работая над составлением индекса основных понятий философии Ницше, Шлехта понял, что об окончательном их определении не может быть и речи. Например, отметил он, «Сумерки идолов» в преди¬словии характеризуются Ницше как окончательная пере¬оценка всех ценностей и, тем не менее, в подзаголовке «Антихриста» снова содержится «переоценка всех ценно-стей».
Именно эта неопределенность и давала повод Шлехте интерпретировать Ницше как нигилиста. В ответ на возра-жение Лёвита о том, гераклитовскодионисийский мир — это «великий полдень», т. е. нечто завершенное и гармо-ничное, Шлехта писал: «.ницшевские Гераклит и Дио¬нис — рафинированные нигилисты; нигилисты par excellence. Точно таким же нигилистом является и сверхче¬ловек»220. Естественно, с этой позиции какоголибо завер¬шенного учения о воле к власти, или о вечном возращении быть не может. Все эти «учения» — продукт неглубоких компиляций и не более того. Ницше, по мнению Шлехты, был лишь критиком современной культуры.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: