Планы и фрагменты, с которыми работала Э. Фёрстер.

Время: 25-02-2013, 18:27 Просмотров: 701 Автор: antonin
    
Планы и фрагменты, с которыми работала Э. Фёрстер.
На
русский язык переведено и опубликовано второе (1906) из¬дание «Воли к власти», подготовленное сестрой философа Элизабет ФёрстерНицше. По сравнению с первым (1901) изданием в нем представлено на 570 афоризмов больше. Сестра Ницше полагает, что проект «Воли к власти» сло¬жился у Ницше в 1883 г.— именно в это время брат сооб¬щил о намерении после окончания «Заратустры» присту¬пить к работе над своим главным теоретикофилософским сочинением. В 1884 г., по свидетельству Э. Фёрстер, Ниц¬ше «еще колебался в вопросе, какую из главных своих мыс¬лей выдвинуть на передний план и сделать средоточием этого произведения: вечное ли возвращение, или пере¬оценку всех прежних высших ценностей, распорядок ли рангов вплоть до их вершины, сверхчеловека ли, или волю к власти как принцип жизни, роста и стремления к господ-ству. Но с каждым годом он, повидимому, все яснее созна¬вал, что необычайная сложность жизненной ткани лучше всего может найти свое выражение в „воле к власти“»214.
Так, Фёрстер вспоминает рассказ брата о войне 1870 г. и о войске, движущемся по полю битвы. «.Когда все это ше-ствие вихрем пронеслось мимо него в битву,— быть может, навстречу смерти,— столь величественное в своей жизнен¬ной силе, в своем мужестве, рвущемся в бой, являя собой такое полное выражение расы, решившей победить, власт¬вовать или погибнуть,— тогда я ясно почувствовал, сест¬ра,— так закончил свой рассказ мой брат, что сильнейшая и высшая воля к жизни находит свое выражение не в жал¬кой борьбе за существование, но в воле к битве, к власти, к превосходству»215.
Первое упоминание о том, что «воля к власти» становит¬ся средоточием главной теоретикофилософской работы, Фёрстер нашла у Ницше в заметках конца лета 1885 г. (в это время Ницше завершал четвертую часть «Заратустры»). Первый набросок небольшого сочинения «Воля к власти. Опыт нового мироистолкования» относится к зиме 1885/86, а весной 1886 г. Ницше написал план десяти но¬вых произведений. Работа «По ту сторону добра и зла» мыслилась им как подготовительная. Во время работы над нею Ницше свел воедино свои мысли и набросал план за¬думанного главного сочинения. Фёрстер полагала, что этот план менялся Ницше только в деталях.
«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». В че¬тырех книгах.
Первая книга. Наивысшая опасность (изображение нигилизма как неизбежного следствия прежних оценок). Огромные силы освобождения от оков: но они находятся в противоречии друг к другу; раскованные силы взаимно уничтожают себя. В демократическом строе общества, где всякий специалист, нет места для «зачем?», «для кого?» Нет сословия, в существовании которого много¬образные формы страдания и гибели всех отдельных (об¬ращение их жизни в некоторую функцию) находили бы свой смысл.
Вторая книга. Критика ценностей (логика и т. д.). Везде выставить вид дисгармонии между идеалом и отдельными условиями (например, честность у христиан, постоянно принужденных прибегать ко лжи).
Третья книга. Проблема законодателя (в ней история одиночества). Раскованные силы надо вновь связать, дабы они не уничтожали друг друга; открыть глаза на действи¬тельное умножение силы!
Четвертая книга. Молот. Какие свойства должны иметь люди, устанавливающие обратные ценности? — Люди, ко¬торые обладают всеми свойствами современной души, но в то же время имеют достаточно сильны для возвращения этим свойствам полного здоровья; их средства для достиже¬ния этой задачи.
Лето, 1886. СильсМария.
Известен также план 1887 г. По своему общему распо-рядку почти тождествененнный вышеприведенному, отно-сящемуся к лету 1886 г., он оставался в силе до конца зимы 1888 г. В основу издания 1906 г. Фёрстер положила именно этот план, так как считала, что «он был единственным, да¬вавшим довольно ясные указания относительно конструк¬ции произведения»216.
«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».
Первая книга. Европейский нигилизм.
Вторая книга. Критика существующих высших ценно¬стей.
Третья книга. Принцип новой оценки.
Четвертая книга. Воспитание и дисциплина.
17 марта 1887, Ницца.
Настоящая причина того, почему именно этот план был взят Фёрстер за основу, раскрывается в следующем ее заме¬чании: «.общие точки зрения, намеченные в рубриках плана, оставляют самый широкий простор для размеще-ния, сообразно его смыслу, имеющегося богатого материа¬ла, относящегося к другим планам. Этот план оказался особенно удобным для настоящего нового издания (изда¬ние 1906 г.— Б. М.), благодаря ему многие главы связаны друг с другом совершенно последовательным ходом мыс лей»217. Фёрстер приводит также следующий фрагмент, на¬писанный Ницше осенью 1887 г., относительно того, как должна быть написана книга.
Совершенная книга. Иметь в виду:
Форма, стиль.— Идеальный монолог. Все имеющее «уче¬ный» характер скрыто в глубине.— Все акценты глубокой страсти, заботы, а также слабостей, смягчений; солнечные места,— короткое счастье, возвышенная веселость. Пре¬одоление стремленья доказывать; абсолютно лично. Ника¬кого «я». Род мемуаров; наиболее абстрактные вещи — все самой живой и жизненной, полной крови, форме.— Вся ис¬тория, как лично пережитая, результат личных страданий (только так все будет правдой).— Как бы беседа духов; вы¬зов, заклинание мертвых.— Возможно больше видимого, определенного, данного на примере; но остерегаться во¬просов настоящего дня.— Избегать слов «аристократично, благородно» и вообще всех слов, могущих вызвать предпо¬ложение, что автор выводит на сцену самого себя.— Не «описание»; все проблемы переведены на язык чувства, вплоть до страсти.
Коллекция выразительных слов. Предпочтение отдать словам военным. Слова, замещающие философские терми¬ны: по возможности немецкие и отчеканенные в форму¬лу,— Изобразить все состояния наиболее духовных людей; так, чтобы охватить их ряд во всем произведении (состоя¬ния законодателя, искусителя, человека, принужденного к жертвоприношению, колеблющегося, великой ответствен¬ности, страдании я от непознаваемости, страдания от необ¬ходимости казаться не тем, что ты есть, страдания от необ¬ходимости причинять другому боль, сладострастие разру¬шения).
Построить все произведение с расчетом на конечную ка тастрофу218.
Скорее всего, эти принципы были если не реализованы, то найдены Ницше в ходе работы над «Заратустрой». Оче¬видно, что они определяли стилистику последних его со¬чинений.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: