Желание и скука

Время: 25-02-2013, 18:10 Просмотров: 976 Автор: antonin
    
Желание и скука
. Хотя, по Шопенгауэру, философия мо¬жет быть только теоретической, его главный труд — это, по сути, философская антропология, или практическая фило¬софия. Ее предметом являются человеческие поступки. Добродетели нельзя научить. Философия может только одно — «дать толкование и объяснение существующему и довести сущность мира, которая in concreto, т. е. какчувст во, понятна каждому, до отчетливого, абстрактного позна¬ния разума, но уж это во всех возможных отношениях и со всех точек зрения»16. Вместе с тем Шопенгауэр обещал, что речь пойдет о деяниях, об этике, но не о долге, не о поисках и обосновании всеобщего морального принципа. Было бы про¬тиворечием указывать воле, что она должна желать. Воля не только свободна, но и всемогуща. Она определяет себя и весь мир.
Шопенгауэр высмеивал попытки говорить об «абсолют-ном», «бесконечном», «сверхчувственном» мире — наш действительный мир достаточно разнообразен, богат и ин¬тересен для исследования. «Франкфуртский отшельник» критиковал убеждение, что сущность мира можно познать теоретически и предлагал «историческое философствова¬ние» как альтернативу спекулятивному подходу. Вместе с тем он считал расхожий историзм методом изучения явле¬ний, который выдает себя за изучение «вещи в себе», ори¬ентирует на скрытую суть вещей, на идеи, которые являют¬ся предметом искусства и философии.
Воля в себе есть слепой, неудержимый порыв, каким он проявляется в природе, в нашей вегетативной жизни. Этот мир становится зеркалом воли, которая, по сути, есть не что иное, как воля к жизни. Она находит себя в че¬ловеке. Пока она есть, нас не должна беспокоить смерть. «Смерть — это сон, в котором индивидуальность забыва ется»17,— отмечает Шопенгауэр. Индивиды гибнут, но это только явления; они получают жизнь в дар, приходят из ничто и уходят туда же. Таким образом, смерть не затраги¬вает волю как «вещь в себе».
Это понимали древние, украшавшие свои саркофаги изображениями жизнеутверждающих сцен, вакханалий и иных мощных порывов жизни. Цель этого очевидна — пе-реключить внимание со смерти индивида на бессмертную жизнь природы; не индивид, а только род интересует при-роду, и о сохранении его она заботится со всей серьезно-стью. Форма проявления воли — это только настоящее, ко¬торое неразрывно со своим содержанием. В прошлом и бу¬дущем не живут, они существуют только в понятии, иллю¬зии. Шопенгауэр пишет: «Бояться смерти потому, что она отнимает у нас настоящее, не более умно, чем бояться со¬скользнуть с круглого земного шара, на котором мы, к сча¬стью, находимся всегда наверху»18. Поскольку жизнь — бесконечное настоящее, постольку самоубийство оказыва¬ется напрасным и глупым поступком.
В подтверждение своего мнения Шопенгауэр ссылается на устойчивость верований о продолжении жизни после смерти. Смерть и страдание расцениваются как две разные формы зла. В смерти мы видим гибель индивида. Воля, ут¬верждая себя, утверждает жизнь. Отрицание воли к жизни, квиетизм, происходит вследствие познания явлений, кото¬рые перестают действовать как мотивы.
Воля как таковая свободна, ибо она как «вещь в себе» не является объектом и не подчинена ни одному из четырех оснований. Свобода негативна и означает отсутствие необ¬ходимости. Но на самом деле Шопенгауэр настаивает на их тождественности: как эмпирическое существо человек подчинен необходимости, а как умопостигаемое — свобо¬ден. В человеке воля может достигнуть полного самосозна¬ния и, вследствие этого, отрицать саму себя. В бесконеч¬ном пространстве и времени индивид является конечной, исчезающей величиной. Его действительное бытие проте-кает в настоящем, которое постоянно проходит, и потому является не чем иным, как умиранием. Шопенгауэр пи-шет: «Жизнь нашего тела есть только постоянно задержи-ваемое умирание, постоянно отодвигаемая смерть; и, на-конец, деятельность нашего духа есть постоянно отодви-гаемая скука»19. Суть жизни — стремление, воление, по-добное неутолимой жажде. Если человек вследствие легко¬го и быстрого утоления своего желания утрачивает интерес и к его объекту, то им овладевает неумолимая скука: само существование становится невыносимым бременем. Чело¬век обременен тысячей забот, которые заполняют всю его жизнь. Но когда существование обеспечено, люди не зна¬ют, куда себя девать, и стремятся освободиться от бремени бытия. Скуку нельзя считать незначительным злом. Имен¬но она приводит к тому, что люди, обычно не любящие друг друга, ищут общения. Желание есть по своей природе стра¬дание, его достижение рождает пресыщение. Если проме¬жутки между желанием и его удовлетворением не слишком велики и не слишком коротки, то страдание, причиняемое ими, в значительной степени уменьшается и жизнь тогда наиболее счастлива. В качестве другого способа возвыше-ния над реальным существованием Шопенгауэр предлага-ет чистое познание. Но те немногие, кто к нему способны, оказываются весьма восприимчивыми к страданиям, кото-рых не испытывают менее тонкие люди. Никто не может избавиться от страдания, меняется лишь его форма.
Обычное представление о случайности страдания оши-бочно. Оно неизбежно и постоянно, жизнь лишь вытес-нение одного страдания другим. Шопенгауэр высказыва¬ет парадоксальный закон о том, что каждому индивиду положена своя мера страдания. Эту закономерность мож-но назвать «постоянной Шопенгауэра». Именно ею, а не внешними событиями определяется страдание и благопо-лучие человека. Часто бывает, что пугающие нас несча-стья переживаются довольно легко и, наоборот, долго-жданное счастливое событие оставляет нас холодными и безразличными.
Счастье — это удовлетворение желания, которое в про-цессе своего исполнения исчезает, и вместе с ним прохо-дит ощущение счастья. Итак, непосредственно лишь стра-дание, а удовлетворение, т. е. счастье,— опосредованно. Шопенгауэр откровенно признается: нас радует воспоми-нание о перенесенной нужде, как радует и вид других стра¬дающих людей. Таким образом, счастье не позитивно, а негативно по своей природе. Оно переживается в краткий миг отсутствия страданий, которые идут друг за другом плотной цепью. Хорошим тому примером служит литера¬тура, описывающая лишь борьбу за счастье, а не радость обладания.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: