Индивидуализм

Время: 25-02-2013, 18:08 Просмотров: 1323 Автор: antonin
    
Индивидуализм.
Кроме Природы, Бога или Разума мож¬но указать еще на одну большую авторитетную инстанцию, к которой вынуждены прислушиваться свободные инди¬виды. Это — История, порождающая особого рода необхо¬димости, такие как культурные традиции. В связи с этим возникает вопрос о том, кто же был родоначальником ис¬торизма. Самые разные исследователи дружно сходятся в том, что им был Дж. Вико. Но почему новая философия истории рождается так поздно? По мнению Э. Кассирера, та предпосылка, которая сделала возможной философию истории, есть не что иное, как лейбницевское определение субстанции как монады. Объясняя производство тождест¬ва в многообразии, лейбницевская монадология оказыва¬ется онтологией истории, ибо позволяет раскрыть взаимо¬связь автономных культур. Заслуга преодоления космопо-литизма эпохи Просвещения и объяснения культурных различий принадлежит И. Г. Гердеру, который в своих поздних произведениях перенес лейбницевскую концеп-цию субстанции как монадической индивидуальности на уровень наций и исторических индивидуальностей. Мона-дология способствовала концептуальному обоснованию модели национального сообщества, построенного на принципе самобытности культур. Каждая культура, выпол¬няя свои функции, необходима для связности целого, в ко¬тором представлен совершенный порядок универсума.
Историческая монадология Гердера выполнила роль по¬средника между учениями Лейбница и Гегеля. Для Гегеля истина любой индивидуальности коренится только в са моразвертывании универсального и определяется степе¬нью участия в субстанциальной жизни духа. Xорошо из¬вестно, что для возвращения индивидуальности потребо¬вались серьезные усилия исторической школы. Оценка Ге¬геля ее представителями как «государственника», рестав¬рирующего идеал античного полиса, кажется односторон¬ней. На самом деле гегелевская рациональность раскрыва¬ет становление истины в каждом отдельном элементе, в сложной игре индивидуальностей. Так трансцендентная «Монада монад» Лейбница превращается в гегелевской антропологии в дух как основу всякой жизненности и раз-вития. Индивиды как конечные существа, которые слуша-ют только себя и действуют для достижения собственных целей, участвуют в процессе, окончательного смысла ко-торого не знают. Теодицея заменяется у Гегеля «хитростью разума». Xотя отсутствует особый субъект, который осоз¬нает ход мирового целого, монадические индивидуально¬сти постепенно приходят к самоорганизации. Если это и единство, то совершенно иного типа, нежели то, о кото¬ром мечтали мыслители эпохи Просвещения. Целостность не задана извне, а является продуктом действий совокуп¬ного субъекта, состоящего из независимых индивидуаль¬ностей. Из истории изымается трансцендентный субъект, ее законы представляют собой «интеграл» индивидуаль¬ных отклонений.
На связь Гегеля и Ницше указывал еще К. Лёвит7, кото-рый, следуя Xайдеггеру, видел у первого абсолютизацию разума, а у второго — абсолютизацию воли. Завершение проекта рациональности и его критика, по сути, явились реакцией на распад общественного целого. Ницше, допол-няя Лейбницеву монадологию исторической интерпрета-цией, высоко оценивал Гегеля за то, что тот снова ввел в ев¬ропейскую философию идею становления и заговорил об эволюции родовидовых понятий. Вместе с тем, он отдавал должное Лейбницу за то, что тот способствовал разложе¬нию метафизики субъекта и десубстанциализировал мета¬физическую трактовку монад. Историзм Ницше представ¬ляет собой оригинальную интерпретацию монадологии8. Вопервых, сочетание неразличимости и различия: хотя монады определяются через свою тождественность, тем не менее они отличаются друг от друга. Благодаря этому каж¬дая монада делает из мира бесконечное поле различий. Вовторых, динамизация реальности: монада как квант силы становится важнейшим понятием учения о воле к власти. Втретьих, перспективизм, согласно которому мир — это совокупность индивидуальных точек зрения. При этом после «смерти Бога» — центральной монады, от-вечающей за порядок,— уже невозможно ввести объектив¬ность на основе теодицеи («Фактов нет, есть только интер¬претации»9). Ницше можно считать изобретателем мона¬дологии без теодицеи, индивидуализма без субъекта.
Индивидуализм — это третья постисторическая форма эволюции человека, если первой считать отделение чело-века от природы, а второй — «господство человека над че¬ловеком». Индивидуализм присутствует во всех проектах современности, будь они прогрессивные или реакцион¬ные, левые или правые, феминистские или антифемини стские, аскетические или гедонистические, христианские или нехристианские и т. п. Дизайнером и пророком этого нового индивидуализма и был Ницше. Указанный им путь — это волна индивидуализма, которая накрыла с го¬ловой современное общество. Речь идет не о социологии, а об антропологии, об изменении антропологического типа человека, которое случилось под воздействием медиумов и разнообразных средств, снижающих психическую нагруз¬ку. Проблема в том, что индивидуализм Ницше подвергал¬ся различным редакциям. Кроме упомянутых выше можно указать и на комментарии университетских профессоров. Ницше не смог ни защититься от копирования, ни преду¬смотреть, во что превратят его продукт в эпоху массового общества. Чтобы понять особенности индивидуалистиче¬ского «трэнда» Ницше, необходимо сравнить его с други¬ми проектами. В результате выяснится, что «сделанное в СильсМария», не похоже на сделанное в России или Америке.
Исследователей всегда поражает удивительная парадок¬сальность и двусмысленность ницшеанского понимания индивидуальности. Прежде всего индивид принимается Ницше как онтологический принцип («Вида нет, есть только различные индивиды»10) и как абсолютная цен¬ность. Аксиологический индивидуализм разворачивается в форме критики стадных ценностей, становление которых раскрывается как цивилизационный процесс, ведущий от иудаизма к социализму, от Сократа к христианству, от Рус¬со к французской революции и от нее к демократическому идеалу. Вызывает изумление негативная оценка Ницше эволюции языка и сознания, которые являются главными антропологическими константами. По его мнению, они возникают в период нужды и слабости, когда человек не может сопротивляться силам природы в одиночку и вынуж¬ден кооперироваться с другими, чтобы выжить. Именно нужда в другом породила потребность в понимании. В по-нимании и речевом общении индивидуальное невырази-мо. Ницше подчеркивает: «...осознаваемое мышление есть лишь самомалейшая часть всего процесса. самая поверх¬ностная, самая скверная часть.»11 Понимание индивиду¬ального как уникального и невыразимого становится опо¬рой критики современности, в которой видится стирание индивидуальных различий в пользу общего, в пользу стад¬ности. Против демократии Ницше выдвигает господство индивида.
Наряду с такой позитивной трактовкой индивида можно выявить другую позицию Ницше, согласно которой: идея индивида и идея рода в равной мере ложны и являются лишь мнениями; благо индивида так же вымышлено, как и благо рода. Ценность индивида варьируется в зависимости от того, представляет он восходящее или нисходящее на¬правление эволюции воли к власти. Отсюда индивид как абсолютная позитивная ценность — это не атом и не вин¬тик системы, а цельная линия развития жизни. Принцип автономии означает, по Ницше, ложную субстанциализа цию Я, которое оказалось выведенным из процесса ста¬новления и положено в качестве атома. Автономия инди¬вида по отношению к миру и становлению, утверждение его как стабильного единства, как тождественного самому себе основания — это продукт развития метафизики. Кри¬тикуя метафизическое определение индивида, Ницше ука¬зывает на гетерогенность Я, в котором взаимодействуют многообразные центры сил. То, что называется свободной волей автономного субъекта, оказывается высшим резуль-татом не поддающегося контролю конфликта.
Все историки философии приходят в замешательство от кажущейся им ужасно противоречивой концепции Ниц-ше. Они заносят ее в графу «индивидуализм», на деле же сталкиваются с тем, что Ницше тяготеет к установлению иерархической, а не индивидуалистической морали. Ин-дивидуализм у него оказывается оборотной стороной эга-литаризма. Слабая и боязливая, трусливая и осторожная индивидуальность после «смерти Бога» видит гарантию своего существования в отрицании различий и требовании равенства: индивидуалистический принцип отрицает ве-ликих людей. Ницше развивал «другой индивидуализм», который построен на персонализме, на дистанции и разли¬чии, а не на всеобщих правах человека. Современный ин¬дивидуальный эгоизм основан на равенстве людей перед Богом или другими людьми и одновременно на манифе¬стации независимости части от целого, на высвобождении индивида от гнета коллективного. Наоборот, персонализм древних проявлялся в аристократизме, в служении выс¬шим целям, в героизме, а также в бесконечном утвержде¬ние самого себя, в форме праздника и траты, а не эконо¬мии и порядка.
Однако комментаторы не проявляют любопытства к этому решению и спешат сделать общий вывод. Так, А. Рено пишет: «Как не увидеть в этих строчках, датирован-ных 1880—1881 годами, фантастического прообраза, за век до того, индивидуализма наших дней, и все это в мельчай¬ших деталях: нарциссизм, исключительная забота о себе, культ независимости, принесение в жертву общественно¬го, этика траты»12. Нельзя согласиться с трактовкой Ниц¬ше как апологета индивидуализма. Наоборот, еще в «Рож¬дении трагедии» он увидел болезнь современной цивили¬зации в индивидуации, которая является порождением аполлонического принципа, и построил дионисийскую модель слияния людей друг с другом и с первосущим. Ницше писал о телесных практиках единства, включая опьянение. Однако вряд ли он сам был способен напи¬ваться и орать песни или получать удовольствие при виде подвыпивших мужичков. Ницше далеко не «натурал». Скорее, он является эстетом. После безжалостной крити¬ки христианской морали было бы удручающим возвраще¬ние к стоической или кинической этике. Точно так же воз¬вращение архаических форм жизни является слишком сильным средством для восстановления ослабленной де¬мократией социальной ткани. Вряд ли Ницше всерьез предлагал его для достижения солидарности.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: