Философия и судьба

Время: 25-02-2013, 17:49 Просмотров: 917 Автор: antonin
    
Философия и судьба
Верно ли мы делаем, когда ищем себя, пытаемся отве-тить на вопросы: «кто я такой?» и «чем отличаюсь от дру-гих?» Если посмотреть на разнообразные формы самопри знания: исповеди, автобиографии, анкеты и отчеты,— то нетрудно убедиться, что в них нет речи о тайне. Рассказы-вая свой жизненный путь, человек встраивает себя в кол-лектив. Так было всегда. В эпоху матриархата незнакомец говорил о своих родственниках. После неолитической ре-волюции, в эпоху оседлости на вопрос «кто ты?» он отве-чал, где родился и из каких мест пришел. На партийном со¬брании кандидат подробно рассказывал о своем трудовом стаже и общественной работе.
Ницше рано начал писать автобиографические заметки, но их тональность менялась год от года. Сначала он писал в эпическом, затем в романтическом, наконец, в ирониче¬ском стиле, но везде от первого лица. Это обусловлено не столько нарциссизмом, свойственным подросткам, сколь¬ко пониманием языка, в самой природе которого заложена позиция автора. Принимая факт своего существования, Ницше не был эгоистом, кроме тех случаев, когда он, пы¬таясь опровергнуть мораль сострадания, использовал аргу¬мент самоценности Я. Но и в этом случае существование индивидуального Я оправдывалось как часть бытия, кол¬лективного целого: выражаясь от первого лица, Ницше прославлял не себя, а весь человеческий род.
В «Ессе Номо» Ницше говорит об обязанности сказать: «Выслушайте меня! ибо я такойто и такойто. Прежде все¬го не смешивайте меня с другими!»21 Кажется, что как город¬ской индивидуалист и интеллектуал он отстаивает авто¬номность, независимость, уникальность собственного я, которое мыслится как тонкая субстанция, находимая по¬средством самосознания и невидимая остальному миру. Приписывать Ницше подобную метафизическую позицию было бы неосмотрительно. Своим ремеслом он считал низ¬вержение идеалов, извративших человечество «вплоть до глубочайших своих инстинктов». Впрочем, это «низверже¬ние» тоже нельзя понимать слишком прямолинейно, как и «философствования молотом». Хотя сам Ницше дает по¬вод именно так понимать свою критику предрассудков, он вовсе не претендует на роль освободителя или спасителя человечества. «Переоценка ценностей» опирается у него на опыт перемещения перспектив. Отсюда вместо индиви¬дуума Ницше говорит о «дивидууме». Это понятие означа¬ет делимость нашего я, которое ни в коем случае не являет¬ся простым атомом душевной субстанции. Ницше отмеча¬ет: «...я двойник, у меня есть и „второе“ лицо кроме перво¬го. И, должно быть, еще и третье.»22 Наше Я — это слож¬ный конструкт, созданный отнюдь не нами самими. По¬этому брать «Яидеал» следует исключительно в перчатках, чтобы не заразиться вложенными в него вирусами всех бо¬лезней цивилизации.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: