Пути критики Ницше

Время: 25-02-2013, 17:45 Просмотров: 1197 Автор: antonin
    
Пути критики Ницше.
Существует множество правил, ка¬сающихся того, как вести полемику. «Полемос» — это вой¬на и поэтому требует особых предосторожностей. Неодно¬значно и само отношение к полемике. Одни считают, что в спорах рождается истина. Другие же полагают, что спо¬рить — значит понапрасну терять силы и время. Одни ви¬дят в полемике диалог, в процессе которого выясняется суть дела, другие — просто дискуссию, в ходе которой каж¬дый выражает и защищает свое мнение. Третьи полагают, что окончательным аргументом спора является сила. Та¬ким образом, остается сомневаться в том, будто полемика является эффективной формой взаимного признания. Критикуя социализм, Ницше отмечал, что в ходе демокра¬тических переговоров и дискуссий проблемы не решаются, а тонут в бесконечных разговорах. Собственно, Ницше как раз и упрекал современную демократию в том, что вместо дела она занимается болтовней.
Разумеется, Ницше понимал, что даже плохая дискуссия лучше «хорошей войны». То, что он называл свободной иг¬рой сил,— это и есть форма интеллектуального атлетизма, где побеждает тот, кто лучше владеет искусством спора. Яс¬перс отмечал, что именно в полемике Ницше видел крат¬чайший путь до другого, способ заставить его выслушать противника. Тот, кто подвергся в споре нападению, начи¬нает осознавать собственную значимость. Тот, кто начина¬ет полемику, уважает другого, требует равного по силе про-тивника, а не сражается со слабыми и глупыми. Ницше часто и весьма злобно критиковал тех или иных мыслите-лей и вместе с тем утверждал, что не критикует личностей. Действительно, при внимательном рассмотрении стано¬вится ясным, что главным его противником оказывается он сам.
Самооценки Ницше поражают тем, что меняются от са-мых высоких до самых низких. Их анализ показывает, что Ницше хорошо осознавал величие своей задачи, а колебал¬ся лишь в отношении исполнения. Он чувствовал себя призванным подготовить момент высшего самоосмысле ния человечества, так как был убежден, что стоит на пере¬ломном рубеже, у истока большой политики будущего. Временами его амбиции кажутся чудовищными. Напри¬мер, он утверждал: если я не дойду до того, чтобы целые тысячелетия клялись моим именем, то я ничего не достиг в собственных глазах. В этом и чувствуется некая маниа¬кальность, возможно, обеспечивающая способность сми¬рения и самоуничижения, но она не фундирована метафи¬зически: Ницше, как философ вечного возвращения, не считал себя медиумом бытия. Впрочем, может быть, это не психическая (говорят, в жизни Ницше был мягким и скромным человеком), а метафизическая и притом, если иметь в виду Гегеля и Хайдеггера, немецкая болезнь. Вера в избранность себя в качестве голоса бытия была присуща многим великим людям, особенно поэтам, независимо от принадлежности к той или иной национальной культуре. У Ницше есть и более спокойные суждения, если сравни-вать их с используемыми в качестве самооценки воен-ноподжигательными метафорами «очищающего пламе-ни», «разрушительного молота», «молнии», «пожара». На¬пример, он говорил: мне кажется, что я сам как целое слу¬чаюсь так же часто, как каракули, которые оставляет на бу¬маге неизвестная сила, пробуя новое перо.
Можно обобщить многочисленные способы рецепции наследия Ницше, которые чаще всего, во всяком случае в философской среде, имеют форму критики. И это вызвано не только непоследовательностью, противоречивостью высказываний Ницше, но и тем, что среди них немало та-ких, с которыми невозможно согласиться, по крайней мере, публично. Сам Ницше немало страдал от этого и призывал не путать его с другими и даже мечтал о том, что¬бы ктото защитил его от этой путаницы. Так сформулиро¬ван перформативный постулат доверия к говорящему, ко¬торый, в свою очередь, предполагает искренность. Судя по жалобам на непонимание и путаницу, Ницше считал, что требование искренности он выполнял, однако со стороны читателя не ощущал ответного доверия. Но ведь и сам Ницше не очень то доверял проповедникам добра, подо¬зревая их в немыслимых пороках. Очевидно, должна быть какаято грань между подозрением и подозрительностью, иначе воцарится всеобщее недоверие, жертвой которого становится и сам подозревающий. Он точно так же нахо-дится под подозрением, как и те, кого он только что разо-блачил.
Логическая критика построена на выявлении внутрен-них противоречий в сочинениях Ницше. Возникает во-прос: является ли непротиворечивость критерием фило-софствования? Противоречия в употреблении слов на са-мом деле снимаются тем, что они всегда означают нечто разное, и это видно из контекста. Непоследовательность Ницше часто видят в постоянной смене настроений и оце-нок, но она обусловлена экзистенцией, неподвластной формальной логике. Поэтому сама попытка писать о «по-следних истинах» непротиворечиво и понятно несостоя-тельна. Профессиональные философы полагают, что Ниц-ше не хватало философской выучки на то, чтобы методиче¬ски прояснять трудности, вызванные подлинными проти¬воречиями. Логика недостаточна изза того, что она все разделяет, а диалектика — примиряет. Между тем Ницше, с одной стороны, держится рассудочной логики, а с другой, пренебрегая ею, делает множество противоречий, и отсут¬ствие общей формы философского мышления обрекает его на непонимание.
Давайте задумаемся: если философия пытается сказать о невидимом и невыразимом, то вряд ли это может удовле¬творять критериям логичности и понятности. Тем не ме¬нее, философы говорят об этом уже более двух тысячеле¬тий. У них выработался некий вкус и такт, который, к со¬жалению, не формализуем — он приобретается лишь в ходе долгих систематических занятий философией. Это чувство такта подсказывает философам не давать прямые ответы на простые вопросы, а обходить их молчанием. Эта разум¬ная осторожность временами вызывает досаду и у самих философов. Ницше также был возмущен тем, что филосо¬фия оставляет без ответа самые главные вопросы. Обладая вкусом филолога, он остался гениальным дилетантом в философии, ибо позволял себе такую радикальную поста-новку метафизических проблем, которой избегали про-фессиональные мыслители. На самом деле, хотя все проти¬воречиво и спорно, в этом или с этим вполне можно жить, если не сталкивать противоречивые утверждения друг с другом и в одних условиях опираться на одни, а при изме¬нившихся обстоятельствах — на другие положения.
Если вчитаться в Ницше, то и он поступал таким же об-разом. Его «ошибка» состояла в том, что он ставил прямо и бескомпромиссно те или иные метафизические вопросы, а отвечал на них поразному, в зависимости от ситуации. Более того, его критика метафизики построена именно на преодолении трансцендентализма — крайней формы спе-кулятивного радикализма, который в ходе размышлений утрачивает критерии здравого смысла. В сущности, при-зыв Ницше вернуться на Землю можно понимать и как требование дать место земной логике. Это значит, что в ре¬шении вопроса о том, какое из двух противоречащих суж¬дений истинно, формальная непротиворечивость уступает место здравому смыслу, принимающему во внимание жиз¬ненные последствия тех или иных решений. Сбивающая с толку педантичного читателя внешняя непоследователь¬ность и противоречивость Ницшевых суждений оправды¬вается тем, что его мышление входит в контекст филосо¬фии не благодаря какомулибо осознанному методу, но фактически только благодаря неслыханному инстинкту правдивости.
В целях ухода от противоречия, например, добра и зла Ницше пытается использовать указание на позитивность некоторых форм так называемого зла. Рассудочная логика исходит из противоречия добра и зла, но при этом отдает предпочтение добру. Тот, кто говорит зло, подлежит осуж¬дению. Но, изгнав зло, добро вынуждено выполнять его функции. Точно также во мраке абсолютного зларастворе ны и некоторые необходимые в жизни дозы насилия, бо¬лезни, страдания и неразумия. Попытки Ницше различать пассивный и активный нигилизм, формы декаданса, бо¬лезни и неразумия вызваны стремлением разрушить фун¬даментальную оппозицию добра и зла, которая является не только моральной, но и формальнологической нормой и как таковая препятствует гибко мыслить пластику жизни. Расценивать Ницше как всего лишь гениального дилетан¬та — значит просто отделаться от него. Он работал с проти¬воречиями не только как с метафорами, а вполне техноло¬гично. Заслуживает внимания в качестве метода исполь¬зуемый им прием двойной оценки: то, что на одном уровне задается как антитеза или дилемма, на другом — оказыва-ется ветвящимся деревом возможностей и даже лабирин-том, в котором прежде разделенные понятия пересекаются и переплетаются. Например, господин и раб на уровне ан титетики заданы как парная противоположность. Но на другом уровне появляются господа с рабским сознанием и рабы, создающие позитивный капитал культуры. В жизни формальные противоположности реализуются в форме эк-зистенциальных альтернатив. Религия, заявляющая о неза-висимости от силы и власти, становится формой и страте-гией господства слабых над сильными. Рабами овладевает чувство ресентимента, а господа начинают переживать комплекс вины.
Человек — это не только логическая адская машина, но и устающее, страдающее живое существо. Устрашенный ужасными последствиями кажущейся безупречной в логи-ческом и моральном отношении позиции, он впадает в другую крайность. Зная о последствиях таких претензий, мы имеем полное моральное право менять позицию, что и соответствует «духу Ницше».
Содержательная критика ориентируется, вопервых, на поиск фактических ошибок. Ницше и сам знал о недостат¬ках своего образования и пытался преодолеть их чтением специальной литературы. Возможно, он остался дилетан¬том не только в философии, но и в естествознании, при по¬мощи которого хотел подтвердить свои идеи, зато стал ро¬доначальником модного ныне междисциплинарного под¬хода. Именно благодаря разнообразным знаниям Ницше оказался в культурном отношении более проницательным, чем узкие специалисты. Он писал: «Мы являемся чемто иным, чем ученые; хотя и нельзя обойтись без того, чтобы мы, между прочим, были и учеными»18. Разумеется, не сле-дует переоценивать возможности дилетантизма, особенно в сфере специального знания. Только биологи способны оценить Ницшевы натуралистические понятия, только со-циологи могут судить о перспективах понимания им при-роды общества. Роль философа состоит в том, чтобы ак-центировать актуальность синтеза биологии, социологии и культурологии.
Экзистенциальная критика, направленная на могущую быть истолкованной экзистенцию, возникает как продукт встречи существа истолковываемого с собственными воз-можностями истолкователя. Такая по сути герменевтиче-ская коммуникация наталкивается на то, что сообщения
Ницше временами превращаются в «антитексты». Н. Мин-ский писал: «Перечел произведения Ницше и странное все время испытывал чувство. Стоило отдаться чтению, и я сознавал, что наблюдаю явление, беспримерное по силе, по стремительности, по движению вперед, какуюто лите-ратурную Ниагару. Не видишь слов и фраз, а непосредст-венно созерцаешь освобожденную стихию мысли, летя-щую вперед, уносящую с собой. Но как только я прекра-щал чтение, чтобы мысленно оглянуться вокруг себя, я с удивлением видел, что бушевавшая стихия никуда не унес¬ла, что ее движение вперед было, на самом деле, движени¬ем водопада, прикованным к одному и тому же месту, дерз¬новенным прыжком не со звезды на другую, а с камня на камень, с высоты нескольких сажен. Ницше не освободил меня не только от грубости и уродства столетий, но от гру¬бости и уродства вчерашнего дня»19.
Ницше упрекают в индивидуализме и чуждости народу. Но у него есть не только высказывания типа: «Я священ-но», но и противоположные высказывания: «Мы почки на одном дереве», «Сам индивид есть ошибка». Отсюда пра-вильным выводом было бы суждение, что Ницше не инди-видуалист, и не коллективист. Он уничижительно отзыва-ется о толпе. Народ в своей субстанциальности, наоборот, является постоянной темой размышлений Ницше, он во¬истину хочет жить в народе. Ницше полагает, что народ как субстанциальное целое отмечен печатью вечности, он представлен меньшинством законодательствующих гос¬под, связывающих остальных в звенья единой цепи. На¬стоящий народ — это не серая однородная масса, а праро¬дитель авантюристов духа, искателей приключений, экс¬периментаторов и страстных разоблачителей. Только иден¬тифицируя себя с народом, с Германией Ницше оказался способным на беспощадную критику.
Ницше мыслил на пределе честности, и для него не су-ществовало ничего запретного. Отсюда резкие, переходя-щие в грубость оценки им даже великих людей (Кант — ки¬таец из Кенигсберга). При том, что Ницше часто говорил о необходимости меры и середины, он любил игру с безмер¬ным, заявляя: «Мера чужда нам», «Мы имморалисты — мы экстремальны». Такие выражения следует понимать как исключительные. Находясь посреди старого, разоблачен¬ного им мира, Ницше хотел поскорее опрокинуть его и проявлял при этом чрезмерную агрессивность. В целом же Ницше присуща воля к порядку и мере. Бытие Ницше так¬же лишено ограничивающей насилие любви, для него со¬мнительно все человеческое и он ищет опору в холодной серьезности и расчете. Критикуя холодных аполлонийцев, он сам не был способен ни к дионисийскому опьянению, ни к безрассудному эросу. Ницше всегда мечтал, но нико-гда не мог найти друга, его эстетика распространяется ско¬рее на страдание, чем на наслаждение. Он так и не смог со¬единиться ни с одним человеком, с идеей какоголибо призвания, с родиной. Отсюда можно сделать ошеломляю¬ще парадоксальный и вместе с тем весьма правдоподобный вывод: потребность в коммуникации с ближними, друзья¬ми, соратниками, со своим народом, открылась для Ниц¬ше именно благодаря тому, что он всего этого был лишен. Мы стремимся к тому, чего у нас нет. Даже поклонников Ницше охватывает ужасная тоска от того, что в его книгах нет позитивной наполненности. И всетаки Ницше мечтал о «позитивном герое». Этим он чемто напоминает нашего Гоголя. Истину он находит в критике и иронии. Это следу¬ет из слов самого Ницше: «Что знает о любви тот, кто не должен был презирать именно то, что любил он!»20 Ставя под вопрос самое дорогое, сомневаясь в возможности ком¬муникации, говоря о декадансе и распаде человеческих взаимоотношений, Ницше искренне сожалел об их утрате и обращал внимание на опасные последствия стремитель-ной модернизации общества.

| распечатать

Другие новости по теме:

Другие новости по теме: